Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-650/2022 ~ М-676/2022 от 18.08.2022

Гр.дело № 2-650/2022

68RS0010-01-2022-001069-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кирсанов                 06 сентября 2022 года

Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Н.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шпаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокоревой Н.М. к администрации города Кирсанова Тамбовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Кокорева Н.М. обратилась в Кирсановский районный суд Тамбовской области к администрации города Кирсанова Тамбовской области с исковым заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании истец Кокорева Н.М. исковые требования поддержала, пояснив, что до ДД.ММ.ГГГГ она со своим сыном ФИО1 проживала в принадлежащей ей на праве собственности <адрес>. 49 по <адрес>.

После случившегося ДД.ММ.ГГГГ пожара, дом был признан аварийным и подлежал сносу (постановление администрации г.Кирсанова от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением администрации г.Кирсанова от ДД.ММ.ГГГГ она, как малоимущая, была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, согласно которому, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В марте 2022 года она обратилась в администрацию г.Кирсанова с заявлением о предоставлении жилья по договору социального найма.

Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении жилья, так как на территории города Кирсанова нет в наличии свободных муниципальных квартир.

Считает данный довод ответчика несостоятельным, поскольку действующим законодательством обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам, чье жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, не поставлена в зависимость от наличия на территории муниципального образования свободной жилплощади.

Отсутствие либо недостаточность финансирования не должны являться основанием для не осуществления органом самоуправления возложенных на него государственных полномочий.

Просит обязать администрацию города Кирсанова Тамбовской области предоставить ей по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное, отвечающее техническим и санитарным нормам жилое помещение на территории города Кирсанов Тамбовской области, с составом семьи из 2 человек.

     В судебном заседании представитель ответчика - администрации города Кирсанова Тамбовской области (по доверенности) Бросалина И.М. исковые требования не признала и пояснила, что действительно постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Кокоревой Н.М. признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на ДД.ММ.ГГГГ (льготная очередь граждан, в соответствии с п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при котором вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат), истец состоит в очереди под . Вместе с тем, в бюджете города Кирсанова финансовые средства на приобретение и строительство муниципального жилья не предусмотрены ввиду их отсутствия. Из бюджета города Кирсанова финансируются 17 муниципальных программ. Бюджетные ассигнования на реализацию жилищных прав граждан, стоящих на учете в администрации города в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (как в основной очереди, так и в льготной), на приобретение или строительство жилья не предусмотрены ни в одной муниципальной программе. Финансирование данных мероприятий из бюджета Тамбовской области также отсутствует.

     Третье лицо на стороне истца – несовершеннолетний ФИО1 (16 лет) в судебное заседание не явился.

     Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Согласно п.п. 3, 4 Закона Тамбовской области от 28.12.2015 №613-3 "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области», принятого Тамбовской областной Думой 25 декабря 2015 г., при обращении граждан, претендующих на получение жилых помещений по договору социального найма в качестве малоимущих граждан, органы местного самоуправления определяют доход таких граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, в порядке, установленном статьями 5 - 8 настоящего Закона. По итогам определения дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества органы местного самоуправления принимают решение о признании гражданина малоимущим либо об отказе в признании его малоимущим.

В случае признания гражданина малоимущим и при наличии оснований, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также при отсутствии оснований для отказа в принятии на учёт, установленных ст. 12 настоящего Закона, органы местного самоуправления признают такого гражданина нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и принимают на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как малоимущего гражданина.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Приведённая норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Судом установлено, что истица Кокорева Н.М. является собственником <адрес>, расположенной в <адрес>,1 кв.м (кадастровый ).

В данном жилом помещении согласно выписке из домовой книги зарегистрированы: истица Кокорева Н.М. и её сын – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации города Кирсанова от ДД.ММ.ГГГГ , двухэтажный многоквартирный жилой <адрес> литер Г по <адрес> является аварийным и подлежит сносу в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. .

Постановлением администрации города Кирсанова Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ , указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Кирсанова Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер Г, признан подлежащим сносу. Определен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ. Собственникам жилых помещений рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к сносу многоквартирного дома.

Согласно постановлению администрации г. Кирсанова Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ , на основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ, административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утверждённого постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Кокорева Н.М., зарегистрированная по адресу: <адрес>, состав семьи 2 человека, принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации города Кирсанова (льготная очередь граждан, в соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ, при котором вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат).

Вместе с тем, до настоящего времени Кокоревой Н.М. с несовершеннолетним ребёнком не предоставлено для проживания жилое помещение.

На её обращение, администрацией города Кирсанова ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма не имеется, так как на территории города Кирсанова нет свободных муниципальных квартир.

Суд считает требования Кокоревой Н.М. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку жилое помещение, в котором проживала и зарегистрирована Кокорева Н.М. и её несовершеннолетний сын, признано в установленном порядке непригодным для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежит.

Также в установленном порядке данная семья признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, что влечёт безусловную обязанность администрации города Кирсанова по обеспечению истца, с составом семьи 2 человека, жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Кроме того, жильё такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Отсутствие бюджетных ассигнований, на которое ссылается ответчик, не должно являться основанием для отказа в реализации жилищных прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку влечёт неосуществление органом самоуправления возложенных на него государственных полномочий.

Согласно решению Кирсановского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в г. Кирсанове» (с учётом изменений, внесённых решением Кирсановского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) установлена учётная норма площади жилого помещения для малоимущих, в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в <адрес>, в размере 14,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Тамбовской области.

Таким образом, Кокоревой Н.М. с составом семьи два человека, во внеочередном порядке подлежит предоставление в границах населенного пункта г. Кирсанов Тамбовской области, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, предусмотренной ч.1 ст.14 Закона Тамбовской области от 28.12.2015 года №613-З «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кокоревой Н.М. - удовлетворить.

Обязать администрацию города Кирсанова Тамбовской области предоставить Кокоревой Н.М. с составом семьи два человека во внеочередном порядке в границах населенного пункта г. Кирсанов Тамбовской области, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, предусмотренной ч.1 ст.14 Закона Тамбовской области от 28.12.2015 года №613-З «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 07.09.2022.

Председательствующий:

2-650/2022 ~ М-676/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кокорева Нина Михайловна
Ответчики
Администрация города Кирсанова
Суд
Кирсановский районный суд Тамбовской области
Судья
Королева Надежда Борисовна
Дело на странице суда
kirsanovsky--tmb.sudrf.ru
18.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2022Передача материалов судье
18.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2022Судебное заседание
07.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2022Дело оформлено
12.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее