Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1591/2023 ~ M-983/2023 от 19.06.2023

Дело № 2-1591/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2023 года                                                  г. Бахчисарай

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Атаманюка Г.С., при секретаре судебного заседания Калиевской С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Бахчисарае гражданское дело по иску Жук А. И. к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельную долю (пай),

УСТАНОВИЛ:

Истец Жук А.И. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельную долю (пай) в лоте 156, площадью 14,5254 га. из состава земель, находившихся в коллективной собственности ОАО «им. Чкалова», расположенных на территории Почтовского сельского совета Автономной Республики Крым, согласно протокола от 25.09.2007г. собрания трудового коллектива по выделению земельных паев из земель коллективной собственности ОАО «им. Чкалова» Бахчисарайского района Автономной Республики Крым. Исковые требования мотивированы тем, что истец считает себя собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося на территории Почтовского поселкового совета, за границами населенного пункта, поскольку на момент распаевания земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в коллективной собственности, являлся пайщиком ОАО «им. Чкалова». 25 сентября 2007 года состоялось собрание по распаеванию коллективной собственности ОАО «им. Чкалова», о чем был составлен протокол . Результаты этого собрания отражены в приложении к данному протоколу, согласного которого истцу был выделен земельный участок – в лоте . Истец, отмечает, что в настоящее время оформить права на данный земельный участок не представляется возможным в связи с отсутствием у нее сертификата на земельный пай, что находит свое подтверждение в справке от 29.03.2023г., выданной ответчиком. Изложенное выше послужило основанием для обращения в суд.

Участники процесса, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. При этом представитель истца направил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и об удовлетворении иска.

Представители ответчика - Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым также не явились в судебное заседание, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений против удовлетворения исковых требований в суд не представили.

При таких обстоятельствах суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, было осуществлено распаевание коллективной собственности ОАО «им. Чкалова». Из приложения к данному протоколу следует, что Жук А. И. выделен земельный пай в лоте , площадью 14,5254 га., что также подтверждается справкой Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, представленной по запросу суда.

13 апреля 2023 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была приостановлена государственная регистрации права на спорный земельный участок, в связи сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права собственности.

При распаевании земель ОАО им. Чкалова на территории Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района сертификаты на земельные доли (паи) не выдавались, что подтверждено письмом ответчика от 17.07.2023 № 02-26/1372.

Таким образом, указанными выше доказательствами подтверждено, что Жук А. И. является собственником земельной доли (пая) на земле, которая пребывает в коллективной собственности открытого акционерного общества «им. Чкалова», размером 14,5254 гектар, без определения границ этого участка в натуре.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на время выделения земельных паев Жук А.И.) при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций земельные участки передаются работникам этих предприятий, учреждений и организаций, работникам государственных и коммунальных заведений образования, культуры, здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионерам из их числа с определением каждому из них земельной доли (пая). При этом, каждый работник этого предприятия, учреждения и организации, а также пенсионеры из их числа имеют гарантированное право получить свою земельную долю (пай), выделенную в натуре (на местности).

В соответствии со ст. 125 ЗК Украины, право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникали после получения его собственником или пользователем документа, который удостоверял право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации.

Частью третьей этой статьи было предусмотрено, что приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, который удостоверяет право на него, и государственной регистрации запрещалось.

Статьей 126 ЗК Украины было предусмотрено, что право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверялось государственными актами.

Правоотношения по выделу земельной доли с 08.07.2003г. – с момента вступления в силу Закона Украины от 05.06.2003 №899-IV «О порядке выдела в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» - регулировались данным законом, которым была установлена иная, нежели Земельным кодексом Украины процедура выделения в натуре земельных долей (паев).

Так, согласно Преамбуле к этому Закону, он определяет организационные и правовые основы выделения собственникам земельных долей (паев) земельных участков в натуре (на местности) из земель, принадлежавших коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам на праве коллективной собственности, а также порядок обмена этими земельными участками.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона право на земельную долю (пай) имеют бывшие члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и иных государственных сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, которые получили сертификаты на право на земельную долю (пай) в установленном порядке.

Частью первой ст. 2 Закона Украины от 05.06.2003 №899-IV было предусмотрено, что основным документом, который удостоверяет право на земельную долю (пай), является сертификат на право на земельную долю (пай), выданный районной (городской) государственной администрацией.

В нарушение указанной нормы, пайщикам ОАО «им. Чкалова» соответствующие сертификаты оформлены и выданы не были, что подтверждено предоставленной по запросу суда информацией от 17.07.2023 № 02-26/1372.

Статьей 3 указанного Закона было урегулировано, что основанием для выделения земельных участков в натуре (на местности) собственникам земельных участков (паев) является решение соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации.

В случае подачи заявлений о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) большинством собственников земельных долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районная государственная администрация принимает решение о разработке проекта землеустройства по организации территории земельных долей (паев).

Положениями ст. 5 Закона Украины от 05.06.2003 №899-IV были определены полномочия районной государственной администрации, в частности, по рассмотрению и согласованию проектов землеустройства по организации территории земельных долей (паев); организации проведения распределения земельных участков между лицами, имеющими право на выделение им земельных долей (паев) в натуре (на местности) в порядке, определенным этим Законом; принятию решений о выдаче документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, собственниками земельных долей (паев).

При этом, частью 2 указанной статьи к компетенции районной государственной администрации было отнесено принятие решений в отношении выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев) за границами населенных пунктов.

Согласно ст. 9 Закона Украины от 05.06.2003 № 899-IV, распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев) одного сельскохозяйственного предприятия проводится по соглашению не менее двух третей собственников земельных долей (паев), а при его отсутствии – путем жеребьевки.

Результат распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия оформляется соответствующим протоколом, который подписывается собственниками земельных долей (паев), которые приняли участие в их распределении.

Протокол о распределении земельных участков между собственниками земельных долей (паев) утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией и является основанием для принятия решения о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) и выдаче государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельных долей (паев).

Материалы по распределению земельных участков между собственниками земельных долей (паев) хранятся в соответствующем сельском, поселковом, городском совете по месту проживания большинства собственников земельных долей (паев) и в районном отделе земельных ресурсов.

Из системного анализа указанных выше норм, регулировавших процедуру выдела в натуре земельных долей (паев), и передачи в собственности лицам, имевшим на них право, конкретно определенных земельных участков, следует, что разработанный и утвержденный проект землеустройства по организации земельных долей (паев), проведенная жеребьевка, по распределению между пайщиками земельных участков, зафиксированная в соответствующем протоколе общего собрания пайщиков, утвержденном соответствующей районной государственной администрацией, являлись основанием для принятия районной государственной администрацией решения о передаче в собственность каждому из лиц определенного ему путем жеребьевки земельного участка и выдаче соответствующего государственного акта на земельный участок.

Однако, соответствующего решения о передаче истцу в собственность земельного участка принято не было и государственный акт выдан не был, в свою очередь, регистрация права на земельную долю (пай) во внесудебном порядке не представляется возможной ввиду того, что соответствующие сертификаты пайщика ОАО «им. Чкалова» не выдавались.

Согласно ст. 1 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный Конституционный Закон № 6-ФКЗ) установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального Конституционного Закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее – орган регистрации прав).

В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия – при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законам случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке – при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Статьей 14 указанного Закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении);

7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места);

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Однако, ввиду отсутствия правоустанавливающего документа – сертификата на земельную долю (пай) и невозможности его получения в настоящее время, ввиду изменения правового регулирования указанного вопроса и отсутствия органа, уполномоченного на выдачу таких сертификатов в настоящее время, истец лишен возможности регистрации и реализации своего права на указанную земельную долю (пай).

Суд считает, что что восстановление нарушенного права истца во внесудебном порядке не представляется возможным, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом, требования о компенсации ей судебных расходов не заявлялось. Учитывая, что ответчик не является субъектом, нарушившим право истца, судебные расходы компенсации истцу не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Жук Аллы Ивановны – удовлетворить полностью.

Признать за Жук А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, пгт. Почтовое, <адрес>, право на земельную долю (пай) площадью 14,5254 га, из состава земель, находившихся в коллективной собственности ОАО «им. Чкалова», расположенных по адресу: <адрес>, на территории Почтовского сельского совета, за пределами населенного пункта (земельный участок площадью 14,5254 га (пай в лоте ), расположенных по адресу: <адрес>, на территории Почтовского сельского совета, за пределами населенного пункта), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ собрания трудового коллектива по выделению земельных паев из земель коллективной собственности ОАО «им. Чкалова»).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20 октября 2023 г.

Судья:                                Г.С. Атаманюк

2-1591/2023 ~ M-983/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жук Алла Ивановна
Ответчики
Администрация Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района РК
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Атаманюк Герман Степанович
Дело на странице суда
bahchisarai--krm.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.08.2023Предварительное судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее