Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-554/2024 от 08.02.2024

    16RS0049-01-2024-001801-72

    Дело № 12-554/2024

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

22 апреля 2024 года                                                                             город Казань

    Судья Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан Федосова Н.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Мирзахметова Руслана Альбертовича на постановление государственного инспектора по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ново-Савиновскому району города Казани Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан Щенникова Романа Вячеславовича №-- от --.--.---- г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                                установил:

    постановлением государственного инспектора по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ново-Савиновскому району города Казани Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - ОНД и ПР по Ново-Савиновскому району города Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ) Щенникова Р.В. №-- от --.--.---- г. ИП Мирзахметов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере --- рублей.

    Не согласившись с указанным постановлением, защитник ИП Мирзахметова Р.А. – Старостин М.И. подал жалобу в суд, в которой просит производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения либо снизить наказание в виде административного штрафа до размера менее минимального, ссылаясь на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, выраженных в отсутствии со стороны ИП Мирзахметова Р.А. действий по препятствованию раскрытия административного правонарушения. Также просил суд учесть имущественное положение ИП Мирзахметова Р.А.

    ИП Мирзахметов Р.А. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего защитника Старостина М.И., который доводы поданной жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что указанные в постановлении нарушения ИП Мирзахметовым Р.А. были устранены, в подтверждении чего просил приобщить к материалам дела фототаблицу, копию договора на техническое обслуживание и акта проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

    Должностное лицо, вынесшее постановление, государственный инспектор по пожарному надзору - заместитель начальника ОНД и ПР по Ново-Савиновскому району города Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ Щенников Р.В. вопрос о снижении размера административного штрафа оставил на усмотрение суда, дополнительно пояснил, что по требованию прокуратуры была проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя, по итогам которой ИП Мирзахметов Р.А. привлечен к административной ответственности. Также пояснил, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не было установлено, однако отметил, что на момент проведения проверки на территории Республики Татарстан действовал особый противопожарный режим.

    Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

    Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.

    Часть 2 вышеуказанной статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

    В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

    Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

    Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

    Статья 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) устанавливает обязанность организаций в области пожарной безопасности, в том числе обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

    В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

    Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.

    При этом противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

    Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.

    Согласно материалам дела, ИП Мирзахметовым Р.А. осуществляется коммерческая деятельность по продаже пиротехнических изделий в киоске, расположенном по адресу: ---, ... ... ---.

    --.--.---- г. прокуратурой Ново-Савиновского района города Казани во исполнение поручения прокуратуры Республики Татарстан о проведении проверочных мероприятий по нарушению законодательства пожарной безопасности и решения о проведении проверки от --.--.---- г. совместно с ОНД и ПР города Казани по Ново-Савиновскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан проведена проверка исполнения федерального законодательства, в том числе требований пожарной безопасности в киоске по продаже пиротехнических изделий ИП Мирзахметова Р.А., расположенного по адресу: ... ...А. В ходе проведенной проверки в киоске по продаже пиротехнических изделий ИП Мирзахметова Р.А. установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: расстояние от торгового павильона по продаже пиротехнических изделий до ближайшей топливо-раздаточной колонки автозаправочной станции «---», расположенной по адресу: ... ...А, составляет менее 20 метров (---) (статья 4, пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 10, пункт 12 таблицы 1 подпункта 6 НПБ 111-98 «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»); руководителем организации не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно, дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации находятся в сработанном состоянии (пункт 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», далее ППР в РФ; статья 83, 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; в процессе реализации (продажи) пиротехнической продукции не выполняются следующие требования безопасности, а именно: витрины с образцами пиротехнических изделий в торговом помещении обеспечивают возможность ознакомления покупателя с надписями на изделиях и не исключают любые действия покупателей с изделиями, кроме визуального осмотра (образцы пиротехнических изделий располагаются на витрине и около кассового аппарата) (подпункт «а» пункта 444 ППР в Российской Федерации); запоры на дверях эвакуационных выходов в торговом павильоне не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (пункт 26 ППР в РФ; статья 4, пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 1.3 НПБ 103-95 «Нормы пожарной безопасности. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования»; не представлен акт проверки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения - и управления эвакуацией людей при пожаре (пукнт 54 ППР в РФ); на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной щиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (пункт 54 ППР в РФ); учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (журнал не предоставлен) (пункт 60 ППР в РФ); не предоставлена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом VII Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (пункт 2 ППР в РФ); не организовано обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования (пункт 3 ППР в РФ; Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

    Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Мирзахметова Р.А. к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 20.4 данного Кодекса.

    Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что ИП Мирзахметовым Р.А. не приняты все зависящие от него меры по выполнению требований пожарной безопасности, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Выводы должностного лица в постановлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, в их совокупности и взаимосвязи.

    Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений в виновности ИП Мирзахметова Р.А. в совершении описанного выше правонарушения, материалы дела не содержат.

    Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.

    Вопреки доводам жалобы прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду следующего.

    Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

    Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение с учетом объема и характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности, в период действия особого противопожарного режима не могут быть признаны малозначительными.

    Между тем доводы жалобы о снижении назначенного наказания заслуживают внимание.

    Санкцией части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    Исходя из общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса).

    Согласно части 2.2 статьи 4.1 указанного Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

    В соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

    Учитывая названные выше нормы, данные о личности заявителя, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также принятие привлекаемым лицом конкретных мер, направленных на устранение нарушений, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута при назначении ИП Мирзахметову Р.А. административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 названного Кодекса.

    При таких обстоятельствах назначенное ИП Мирзахметову Р.А. административное наказание в размере, предусмотренном санкцией частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, то есть до --- рублей.

    Снижение размера санкции до --- рублей соответствует характеру допущенного ИП Мирзахметовым Р.А. правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица, не приведет из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, к чрезмерному ограничению права собственности физического лица, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания.

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

                                                                решил:

    жалобу индивидуального предпринимателя Мирзахметова Руслана Альбертовича удовлетворить.

    Постановление государственного инспектора по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ново-Савиновскому району города Казани Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан Щенникова Романа Вячеславовича №-- от --.--.---- г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части размера административного штрафа, снизив его до ---) рублей.

    В остальной части постановление государственного инспектора по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ново-Савиновскому району города Казани Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан Щенникова Романа Вячеславовича №-- от --.--.---- г. оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии через Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья                                                /подпись/                                  Федосова Н.В.

Копия верна. Судья                                                                           Федосова Н.В.

12-554/2024

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ИП Мирзахметов Руслан Альбертович
Суд
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан
Судья
Федосова Наталья Владимировна
Статьи

ст.20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
novo-savinsky--tat.sudrf.ru
08.02.2024Материалы переданы в производство судье
09.02.2024Истребованы материалы
06.03.2024Поступили истребованные материалы
22.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
25.05.2024Вступило в законную силу
27.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее