дело №2-4429/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В.,
при секретаре судебного заседания Дуняшиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева ФИО3, Лазаревой ФИО4 к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании права собственности в порядке приватизации,
Установил:
Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указали, что согласно Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец майор ФИО1 досрочно уволен с военной службы и зачислен в запас. В последующем, согласно Списка распределения жилых помещений во вновь построенном <адрес>), утвержденного начальником ЦВУ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истцу – майору ФИО1 с учетом состава семьи (4 человека), на основании Талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлено жилое помещение (квартира) состоящее из трех жилых комнат, общей площадью 82,5 кв. м. и расположенную по адресу: №, <адрес>. По состоянию на дату подачи искового заявления в квартире зарегистрированы и постоянно проживают ФИО1, ФИО2. С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, в адрес ответчика направлена претензия о досудебном урегулировании спора, с просьбой дать согласие на приватизацию, указанного выше жилого помещения. Из ответа на претензию усматривается, что учреждение полномочиями по передаче жилого помещения в собственность граждан не наделено, и что признание права собственности возможно лишь в порядке гражданского судопроизводства. Таким образом, истцы просят суд признать за ФИО1, ФИО2 общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли за каждым) на квартиру, расположенную по адресу: №, <адрес> кадастровый № в порядке приватизации.
Истцы ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в иске и письменных пояснениях основаниям, просили требования удовлетворить.
Ответчик Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом, ранее предоставили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать, а также рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая, что ответчиком не представлены сведения о причинах неявки в судебное заседание, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Из материалов дела усматривается, что согласно согласно Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец майор ФИО1 досрочно уволен с военной службы и зачислен в запас. В последующем, согласно Списка распределения жилых помещений во вновь построенном <адрес>), утвержденного начальником ЦВУ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истцу – майору ФИО1 с учетом состава семьи (4 человека), на основании Талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлено жилое помещение (квартира) состоящее из трех жилых комнат, общей площадью 82,5 кв. м. и расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>. По состоянию на дату подачи искового заявления в квартире зарегистрированы и постоянно проживают ФИО1, ФИО2. С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, в адрес ответчика направлена претензия о досудебном урегулировании спора, с просьбой дать согласие на приватизацию, указанного выше жилого помещения. Из ответа на претензию усматривается, что учреждение полномочиями по передаче жилого помещения в собственность граждан не наделено, и что признание права собственности возможно лишь в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Так, в соответствии со ст. 11 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности на занимаемое им жилое помещение.
В приватизации жилого помещения, приватизация которого не запрещена законом, гражданину не может быть отказано.
Суд находит доводы ответчика о наличии у спорного помещения статуса служебного, несостоятельными по следующим основаниям.
Так согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
При этом в силу положений ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, в случае если спорное жилое помещение обладало бы статусом служебного, то его предоставление истцам от ответчика возможно было только лишь при прохождении воинской службы и на период срока подписанного контракта.
В свою очередь, согласно Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец майор ФИО1 досрочно уволен с военной службы и зачислен в запас.
В последующем, согласно Списка распределения жилых помещений во вновь построенном <адрес>), утвержденного начальником ЦВУ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истцу – майору ФИО1 с учетом состава семьи (4 человека) предоставлено спорное жилое помещение, то есть после увольнения истца в запас.
В порядке, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона N 76-ФЗ, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Из положений ст. 15 и ст. 23 названного выше Федерального закона также следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации (другого федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Таким образом, право на оформление спорной квартиры возникло у истца ФИО1 на законных основаниях.
Истцы фактически заняли жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, уже на основании Талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживают в указанной квартире.
За период двадцати лет ответчик не направлял в адрес истцов требования о необходимости освободить жилое помещение на основании того, что оно является служебным, а истцы занимают его на незаконном основании.
Также из выписки ЕГРН на квартиру по адресу: <адрес> следует, что статус служебной у нее отсутствует.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, сторона ответчика не предоставила доказательств, на основании которых за спорной квартирой присвоен статус служебной.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. ст. 4, 8, 11 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде специального использования один раз.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Таким образом, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Решил:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании права собственности в порядке приватизации – удовлетворить
Признать за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения право общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли за каждым) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый № в порядке приватизации.
Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для прекращения права собственности на квартиру по адресу: расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый № за Российской Федерацией, прекращения права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и государственной регистрации права собственности за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Э.В. Адаманова