Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4199/2023 ~ М-2545/2023 от 31.03.2023

Дело № 2-4199/2023

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

(Заочное)

г. Балашиха Московской области                                                       28 июня 2023 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Лисовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субботиной Инны Серафимовны к Администрации Городского округа Балашиха о понуждении к заключению договора социального найма,

          Установил:

Истец Субботина И.С. предъявила к ответчику Администрации Городского округа Балашиха иск, в котором просит суд обязать ответчика заключить с ней договор социального найма жилого помещения – двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, с указанием в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения: сына – Субботина Владислава Александровича, 19 февраля 1998 года рождения.

В обоснование иска указано о том, что она с 21 июля 1983 года зарегистрирована в муниципальной квартире площадью 44,1 кв.м. по адресу: <адрес> Вместе с ней с 06 апреля 1999 года в квартире зарегистрирован и проживает ее сын Субботин Владислав Александрович. Указанная квартира выделялась ее отцу Субботину Серафиму Андреевичу на основании решения Исполнительного комитета Балашихинского городского Совета депутатов трудящихся от 24 декабря 1964 года № <данные изъяты>. После смерти родителей она фактически является основным квартиросъемщиком, добросовестно оплачивает счета за квартиру, за свет, отопление и воду. В марте 2023 года она обратилась в Администрацию Городского округа Балашиха для заключения договора социального найма. Однако, в связи с утратой ордера ей было отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Заключение договора социального найма жилого помещения». Между тем, отсутствие (утрата) ордера на квартиру сама по себе не может препятствовать осуществлению прав нанимателя жилого помещения. В виду изложенного полагает, что она имеет право пользования спорным жилым помещением, и, соответственно, право на заключение договора социального найма.

В судебное заседание истец Субботина И.С. не явилась, о времени и месте надлежащим образом извещена, о причинах неявки суду не сообщила, ранее представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик Администрация Городского округа Балашиха в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Субботин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте надлежащим образом извещен, о причинах неявки суду не сообщил, ранее представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте извещено надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщило.

Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в числе иного, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации действовал Жилищный кодекс РСФСР (далее – ЖК РСФСР), утративший силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ).

Согласно ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

В соответствии со ст. 46 ЖК РСФСР, если в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, это помещение подлежит передаче в его пользование. Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь). При отсутствии в квартире граждан, указанных в части второй настоящей статьи, освободившееся жилое помещение заселяется в общем порядке.

Как следует из положений ст. 47 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе, возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Из положений ст. 16 ЖК РФ следует, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в числе иных категорий, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из положений ст.ст. 60-63 ЖК РФ следует, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения. Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1) устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Как установлено ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1, граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Постановлением Администрации городского округа Балашиха от 19 августа 2020 года № 545-ПА утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение договора социального найма жилого помещения» (далее – Административный регламент).

Согласно п.п. 2.1 и 5.1 указанного выше Административного регламента получателями Муниципальной услуги (далее - Заявитель) являются граждане Российской Федерации, постоянно зарегистрированные на территории городского округа Балашиха Московской области в муниципальных жилых помещениях. Органом, ответственным за предоставление Муниципальной услуги, является Администрация городского округа Балашиха.

В соответствии с п.п. 6.2, 6.2.1, 6.2.2 указанного выше Административного регламента результатом предоставления Муниципальной услуги является: договор социального найма жилого помещения, подписанный главой городского округа Балашиха или иным уполномоченным им должностным лицом Администрации; решение об отказе в предоставлении Муниципальной услуги, оформленное в соответствии с приложением 5 к настоящему Административному регламенту.

Из п.п. 13.1, 13.1.1, 13.1.2, 13.1.3, 13.1.4, 13.1.5, 13.1.6, 13.1.7, 13.1.8 указанного выше Административного регламента следует, что основаниями для отказа в предоставлении Муниципальной услуги являются: выявление в заявлении о предоставлении Муниципальной услуги или в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в том числе представление Заявителем документов, срок действительности которых на момент поступления в Администрацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации истек, документов, не заверенных надлежащим образом; наличие противоречивых сведений в заявлении и (или) приложенных к нему документах; несоответствие категории Заявителя кругу лиц, указанных в пункте 2 настоящего Административного регламента; отсутствие в Едином реестре муниципальной собственности городского округа Балашиха жилого помещения, на которое требуется оформить договор социального найма муниципального жилого помещения; непредставление в МФЦ оригиналов документов для сверки в установленный настоящим Административным регламентом срок, несоответствие представленных документов электронным образцам, представление для сверки неполного комплекта документов, указанных в пункте 10 настоящего Административного регламента, в случае обращения через РПГУ; наличие заключенного договора социального найма на жилое помещение, по которому обращается Заявитель; жилое помещение, на которое требуется оформить договор социального найма жилого помещения, отнесено к разряду специализированного жилищного фонда; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, если соответствующий документ не был представлен Заявителем по собственной инициативе.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов гражданского дела следует, что применительно к положениям ст.ст. 28, 46, 47 ЖК РСФСР решением Исполнительного комитета Балашихинского городского Совета депутатов трудящихся от 24 декабря 1964 года № 35/703 «О предоставлении рабочим и служащим предприятий и организаций жилой площади и зачислении граждан на очередь получения жилплощади» Субботину Серафиму Андреевичу (отец истца) и членам его семьи было предоставлено жилое помещение – квартира по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, в которое они были вселены в установленном законом порядке.

Доказательств обратного суду не представлено.

В дальнейшем, в данное жилое помещение в качестве членов семьи были вселены истцы, которые также были зарегистрированы в квартире по месту жительства.

Ко дню судебного заседания в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении данной квартиры, которая включена в реестр муниципального имущества Городского округа Балашиха на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 и Постановления Главы Администрации Балашихинского района Московской области № <данные изъяты> от 21 декабря 1994 года.

Истцы не имеют в собственности жилых помещений, также у истцов отсутствуют жилые помещения, предоставленные по иным основаниям.

Таким образом, спорное жилое помещение, находящееся ко дню судебного заседания в муниципальной собственности Городского округа Балашиха, было предоставлено гражданам в установленном законом порядке для проживания бессрочно.

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, представленными в дело, и не опровергнуты сторонами и иными участвующими в деле лицами.

С учетом изложенного, в соответствии с положениями ст.ст. 5 и 7 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ истец и члены ее семьи пользуются данным жилым помещением на условиях социального найма.

Истец обращалась к ответчику по вопросу заключения договора социального найма, в чем ей было отказано решением от 03 марта 2023 года, мотивированным тем, что для оказания данной муниципальной услуги необходимо представить копию ордера на вселение в жилое помещение.

Вместе с тем, какой-либо ордер на вселение в жилое помещение у истца отсутствует, что само по себе не свидетельствует об обоснованности решения об отказе. Отказ истцу в заключении договора социального найма не соответствует требованиям закона, поскольку применительно к указанным выше фактическим обстоятельствам данного гражданского дела у Администрации городского округа Балашиха отсутствуют правовые основания для отказа, и, при этом, имеется применительно к положениям ст.ст. 421, 672 ГК РФ, ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 обязанность заключить с истцом договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, которое находится в муниципальной собственности Городского округа Балашиха.

Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истцов и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.

Нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания ответчика заключить с истцом Субботиной И.С. (наниматель), а также с членами ее семьи: сын Субботин В.А. договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, для чего достаточным сроком суд считает один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск обоснован, и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ, суд

             РЕШИЛ:

Иск Субботиной Инны Серафимовны к Администрации Городского округа Балашиха о понуждении к заключению договора социального найма – удовлетворить.

Обязать Администрацию Городского округа Балашиха в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Субботиной Инной Серафимовной (наниматель), а также с членами ее семьи: Субботиным Владиславом Александровичем (сын) договор социального найма в отношении жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                               Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 12 июля 2023 г.

Судья                                                                                               Д.И. Лебедев

2-4199/2023 ~ М-2545/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Субботина Инна Серафимовна
Ответчики
Администрация г.о.Балашиха
Другие
Комитет по управлению имуществом Администрации г.о.Балашиха
Субботин Владислав Александрович
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Лебедев Дмитрий Игоревич
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2023Передача материалов судье
03.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Подготовка дела (собеседование)
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.07.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее