Дело № 5-78/2021 (5-3940/2020)
55RS0002-01-2020-009680-03
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2021 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Пархоменко Галины Леонидовны (г. Омск ул. Лермонтова д. 61),
с участием защитника Малько С.А.,
при секретаре Абулхаировой Ж.Н.,
рассмотрев открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Университет экологических проблем», находящегося по адресу: Омская область, Азовский Немецкий Национальный район,с.Сосновка,ул.60лет СССР,д.8, ОГРН 1025501255658, ИНН 5506043657, дата регистрации 19.04.2001,
установил:
В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Университет экологических проблем».
В ходе судебного разбирательства установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Университет экологических проблем» (далее ООО «Университет экологических проблем»), осуществляющее деятельность на земельном участке с кадастровым номером: № по адресу: г. Омск, Кировский АО, р-н станции Карбышево-2, допустило нарушение требований ст. 11, ч.1 ст. 22, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, 2.1, 2.2, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.12, 3.13, 3.15 СП 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». 21 октября 2020 года в 11 часов 41 минуту и 23 ноября 2020 года в 14 часов 40 минут при проведении административного расследования в отношении ООО «Университет экологических проблем», при осмотре территории выявлены нарушения санитарных правил при обращении с отходами в части накопления и временного хранения золы, образовавшейся после сжигания отходов, а именно: отсутствует площадка для временного хранения отходов с искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием с обваловкой по периметру и обособленной сетью ливнестоков. Зола после сжигания медицинских отходов хранится в открытых приемниках-накопителях (в негерметичной таре – открытых металлических контейнерах (8шт.) и открытых мягких контейнерах из полипропиленовой ткани (биг бэг 16шт)), установленных на деревянные поддоны на разрушенном асфальтовом покрытии. Зола после сжигания биологических отходов (кости) хранится без тары (навалом) на разрушенном асфальтовом покрытии; поверхность отходов хранящихся насыпью и в открытых приемниках-накопителях не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Мелкодисперсные отходы (зола) хранятся в открытом виде (навалом) без применения средств пылеподавления; не представляется возможным оценить условия накопления отходов – золы, образовавшейся после сжигания медицинских отходов, биологических отходов (кости) и некондиционных пищевых продуктов с истекшим сроком годности, так как не определены и не согласованы с Управлением Роспотребнадзора в установленном порядке, классы опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности, с целью предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека; отсутствует технический регламент (проект, паспорт предприятия, ТУ, инструкция), отражающий условия накопления в соответствии с классом опасности отхода; не определено предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории и в соответствии с которым устанавливается периодичность вывоза накопленных отходов (не проведен расчет предельного количества твердых отходов на территории предприятия).
По данному факту сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Омской области проводилось административное расследование, и в отношении ООО «Университет экологических проблем» главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора 11.12.2020 составлен протокол об административном правонарушении № №, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель ООО «Университет экологических проблем» в судебном заседании вину признал частично и пояснил, что на сегодняшний день отходы вывезены, оплату произвели, нарушения устранены. Сейчас нет золы, поэтому площадку не делают. Деятельность практически не осуществляют, финансовое положение ухудшилось.
Защитник ООО «Университет экологических проблем», Малько С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что основная деятельность - сбор и транспортировка отходов. Отходы хранятся в металлических баках. Есть площадка, но не в потребном виде. Нарушения есть, они не спорят. Сейчас все нарушения устранили, отходы хранятся в помещении. Финансовое положение плачевное.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Бардакова И.Н. в судебном заедании пояснила, что все нарушения имеют место быть. Отходы могут храниться на площадке временного хранения отходов не более 11 месяцев, отходы находятся там с 2018 года. Отходы должны быть герметично защищены от воздействия окружающей среды. Должен быть документ, определяющий точный класс опасности, на данный момент класс опасности не согласован. 4 класс опасности не подтвержден. Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью человека, так как это нарушения санитарных правил. Правонарушение совершено впервые.
Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, Кирпота Е.К. в судебном заседании пояснила, что пункты 2.1,2.2,2.9.,2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 3.6 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», вмененные ООО «Университет экологических проблем», относятся к общим положениям, соблюдение которых также является обязательным для юридического лица при обращении с отходами производства и потребления.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» обязывает юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 144 от 16.06.2003 утверждены СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления». Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления (п. 1.4); Отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности:- 1 класс - чрезвычайно опасные;- 2 класс - высоко опасные; - 3 класс - умеренно опасные; - 4 класс - мало опасные. Определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными в установленном порядке организациями в соответствии с настоящими правилами (п. 2.1, 2.2); Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории (п. 2.9, 2.10).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003 утверждены СП 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Согласно которым накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается (п. 3.6, 3.7, 3.8); Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух. Критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30% от ПДК в воздухе рабочей зоны. Предельное количество отходов при открытом хранении определяется по мере накопления массы отходов в установленном порядке (п. 3.12, п. 3.13); Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами (п. 3.15).
Нарушение ООО «Университет экологических проблем» санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № № от 11.12.2020, согласно которому Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области при осуществлении административного расследования в отношении ООО «Университет экологических проблем», осуществляющего деятельность земельный участок с кадастровым номером: № по адресу: г. Омск, Кировский АО, р-н станции Карбышево-2, 23.11.2020 в 14 часов 40 минут выявлены нарушения требований 11, ст. 22, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, 2.1, 2.2, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.12, 3.13, 3.15 СП 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (л.д.3-5);
- заключением главного специалиста эксперта, согласно которому нарушение ООО «Университет экологических проблем» санитарно-эпидемиологических требований к накоплению, обработке, утилизации и обеззараживанию отходов производства и потребления, при организации работы предприятия, может привести к неблагоприятному воздействию отходов на население и среду обитания человека, что создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 7-8);
- протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составленными 21.10.2020, 23.11.2020, в которых зафиксированы нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении (л.д. 9-11, 17-21);
- копией договора аренды № № от 28.02.2012, согласно земельный участок с кадастровым номером: № по адресу: г. Омск, Кировский АО, р-н станции Карбышево-2 находится в аренде ООО «Университет экологических проблем», что подтверждается копией договора аренды № № от 28.02.2012 (л.д. 41-43).
Кроме того, вина ООО «Университет экологических проблем» подтверждается видиофиксацией совершения правонарушения (л.д. 12),копией заявления о привлечении к административной ответственности и проведении административного расследования, поступившего в Управление Роспотребнадзора по Омской области 07.10.2020 (л.д. 34-36).
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит доказанной вину ООО «Университет экологических проблем» в нарушении требований 11, ст. 22, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, 2.1, 2.2, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.12, 3.13, 3.15 СП 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «Университет экологических проблем» реальной возможности соблюдать санитарно-эпидемиологические требования в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, стороной защиты в судебное заседание не представлено.
Давая оценку исследованным доказательствам, учитывая требования ст. 24.1, ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит установленным наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса, лицо ООО «Университет экологических проблем», виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, поименованных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства, предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное положение лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд признает совершение юридическим лицом правонарушения впервые, частичное устранение выявленных нарушений.
Санкцией ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа в отношении юридических лиц предусмотрен от 250000 до 350000 рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, выраженной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, размер административного штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении в целях недопущения при применении мер административной ответственности избыточного ограничения имущественных прав и интересов юридических лиц, исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности.
Размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание, минимальный размер административного штрафа, установленный в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении N 4-П от 25 февраля 2014 года.
В силу требований частей 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С целью соблюдения гарантий адекватности порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, а также нивелирования избыточности минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным назначить наказание в размере ниже низшего размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 6.35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 125 000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31.5░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░ № 40101810100000010000, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░,644001, ░.░░░░,░░.10 ░░░ ░░░░░░░, 98; ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.03.2005), ░░░ 5503088113, ░░░ 550401001, ░░░░░ 52701000, ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 045209001, ░░░ 14111601191010005140, ░░░░1055504019768, ░░░░ 76326543,░░░ 14104550003900045303.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░