Дело № 12-205/2023 59RS0001-01-2023-002510-77
РЕШЕНИЕ
24 июля 2023 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда города Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарем ФИО1.,
с участием защитника генерального директора ООО «Белкамнефть» ФИО2 – ФИО3 по доверенности,
должностного лица, вынесшего постановление – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО4 по служебному удостоверению,
представителя административного органа – заместителя начальника межрегионального отдела правового, кадрового обеспечения, профилактики коррупционных и иных правонарушений Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора ООО «Белкамнефть» ФИО6 – ФИО7 на постановление по делу об административном правонарушении от 24.05.2023 № 06-02/22-Д, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО8 по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО9 от 24.05.2023 № 06-02/22-Д генеральный директор ООО «Белкамнефть» ФИО10 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения. Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ФИО11 обратилась в суд с жалобой, указав, что ФИО12 избран на должность генерального директора ООО «Белкамнефть» с 26.11.2022. Лицензия ООО «Белкамнефть» № на пользование недрами зарегистрирована 02.08.2016. Срок окончания действия лицензии - 02.08.2041. Как следует из постановления заявителю в качестве состава административного правонарушения вменяются действия, совершенные до его вступления в должность генерального директора, что является неправомерным. Также указывает на малозначительность правонарушения, отсутствие у ФИО13 отягчающих обстоятельств в виде привлечения к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений и отсутствие имущественного вреда.
В судебном заседании ФИО14 не участвовал, извещен надлежащим образом. С адреса регистрации вернулся конверт по истечении сроков хранения.
Защитник ФИО15 в судебном заседании указала, что в части замены на предупреждение доводы жалобы не поддерживает, просит постановление отменить, директор не может отвечать за нарушения, возникшие до вступления его в должность, правонарушение считает малозначительным, поскольку все замечания устранены, дело на бурение скважины восстановлено, на момент привлечения к административной ответственности нарушение устранено.
Должностное лицо, вынесшее постановление – старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО16 в судебном заседании с требованиями жалобы не согласился, указав, что заключен договор на оказание операторских услуг, направленный на соблюдение лицензионных требований, штат акционерного общества большой, доказательств невозможности организовать работу у директора не имеется, вопрос устранения нарушения к отсутствию состава не ведет. Письмом об исполнении предписания общество уведомило об исполнении, данный момент учтен назначением наказания в виде предупреждения. Факт приведения дела скважины в надлежащий вид наступил после окончания проверки. Факт нарушения зафиксирован актом, подписан сторонами. Малозначительность по данному делу не применима ввиду особенности угрозы охраняемым общественным интересам. Проверка проводилась на основании Единого реестра проверок. К ответственности привлечено также юридическое лицо.
В судебном заседании представитель административного органа – заместитель начальника межрегионального отдела правового, кадрового обеспечения, профилактики коррупционных и иных правонарушений Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО17 доводы жалобы не поддержала, указав, что привлечение к административной ответственности должностного лица обоснованно, обжалование постановлений в отношении юридического лица происходит в Арбитражном суде Удмуртской республики.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дело об административном правонарушении № 06-02-22/2023, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Субъектами правонарушения могут быть недропользователи (субъекты предпринимательской деятельности), инвесторы (граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции). Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, которые имеют разрешение на проведение такого рода работ.
В силу ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение законодательства в области использования и охраны недр;
2) соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;
4) представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
8.1) безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр;
9) сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях, а также ликвидацию в установленном порядке горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, не подлежащих использованию; организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий;
10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
11) сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне;
12) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Согласно ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с п. 12.5 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, работы по КРС, ТРС оформляют описанием ремонта (для КРС) и актом (для ТРС) по установленным формам и регистрируют в деле скважины.
Первичная документация включает данные различных измерений и исследований, имеющих отношение к технологическим процессам добычи УВС и воды, закачки агентов вытеснения и ППД, акты о проведении различных видов работ в скважинах и на других нефте- и газопромысловых объектах. Первичная документация ведется недропользователем (п. 15.4 Правил).
Согласно п. 15.5 указанных Правил, к основным первичным документам относятся:
а) акты опробования и испытания скважин;
б) описание кернового материала;
в) отчеты по результатам лабораторного исследования керна (стандартные и специальные методы);
г) результаты ГИС (в том числе: определения коллекторских свойств и параметров пластов);
д) результаты лабораторных исследований нефти, конденсата, газа и воды;
е) данные литолого-фациальных исследований пластов;
ж) журнал замеров продукции скважин и закачки вытесняющих агентов;
з) суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин, полученные по системе телемеханики;
и) результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры);
к) акты о перфорации скважин;
л) акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб.
Сводная документация систематизирует и объединяет информацию, содержащуюся в первичной документации, и заполняется в соответствующих структурных подразделениях недропользователя и подрядных организациях (п. 15.6 Правил).
К основным сводным документам относят, в том числе, дело скважины (паспорт скважины, акты и отчеты обо всех мероприятиях, проводимых на скважине) (п. 15.7 Правил).
В соответствии со ст. 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Материалами дела установлено, что в период с 04.04.2023 по 17.04.2023 на основании решения заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО18 от 23.03.2023 № 107-Ре-11, в рамках осуществления федерального государственного геологического надзора, проведена плановая выездная проверка Ежовского участка недр предоставленного по лицензии на пользование недрами №, о чем составлен акт выездной проверки.
В ходе проверки установлено, что недропользователем не обеспечено надлежащее ведение и хранение дела скважины № 1897П, расположенной в пределах Ежовского месторождения. Так, в деле скважины отсутствует информация спуске кондуктора, эксплуатационной колонны, акты их цементажа и опрессовки. Паспорт скважины не ведется, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии №.
17.04.2023 старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО19 в адрес ООО «Белкамнефть» выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 06-02/9.
21.04.2023 генеральным директором ООО «Белкамнефть» направлен ответ об исполнении предписания.
Факт выявленных нарушений подтверждается: актом выездной проверки плановой от 17.04.2023 № 86-ПГУ, справкой о результатах проверки соблюдения обязательных требований в области использования и охраны недр, проверочным листом (список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), условиями пользования недрами к лицензии №.
Согласно положений статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В качестве основания для отмены постановления защитником заявляется, что ФИО20 назначен на должность генерального директора 26.11.2022, следовательно не может отвечать за деяния, совершенные до его назначения.
В п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что административное правонарушение выявлено в ходе проведения плановой выездной проверки, что подтверждается актом проверки от 17.04.2023.
На основании приказа от 26.11.2022 № ГД-01/11лс генеральным директором ООО «Белкамнефть» является ФИО21
Согласно п. 4.1.1 трудового договора от 25.11.2022, заключенного между ООО «Белкамнефть» и ФИО22 последний обязался осуществлять руководство текущей деятельностью общества, совершать юридические и фактические действия в пределах полномочий, определенных законодательством, Уставом и локальными нормативными актами.
Таким образом, ФИО23 как ответственное лицо ООО «Белкамнефть», при пользовании недрами по лицензии № пренебрег основными должностными обязанностями по обеспечению соблюдения законодательства в области использования и охраны недр, выполнении условий, установленных лицензией. Оснований для освобождения его от ответственности ввиду отсутствия состава административного правонарушения не усматривается.
Довод жалобы о признании правонарушения малозначительным рассмотрен.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
По смыслу закона при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и применяется только в исключительных случаях с учетом обстоятельств конкретного совершенного лицом деяния.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности юридическим лицом в материалах дела отсутствуют). С учетом обстоятельств содеянного, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют.
Наказание назначено в виде предупреждения, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность в виде устранения выявленного нарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение также не имеется, поскольку постановлением от 24.05.2023 № 06-02/22-Д ФИО24 применено наказание в виде предупреждения.
Судом исследована ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
В настоящем деле ответственности подлежит должностное лицо, в действиях которого контролирующим органом установлен состав административного правонарушения, оснований не согласиться с выводами суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО25 от 24.05.2023 № 06-02/22-Д о привлечении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Белкамнефть» ФИО26 к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника генерального директора ООО «Белкамнефть» ФИО27 – ФИО28 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Копия верна
Судья Е.В. Мухина