Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2987/2022 ~ М-1917/2022 от 07.07.2022

№ 2-2987/2022

УИД 18RS0002-01-2022-004107-25

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2022 года                              г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Владимировой А.А.,

при секретаре Шакировой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова А.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском в ответчику о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование требований указал, что Федоров А.В. является инвалидом 1 группы (бессрочно) в связи с наличием у него заболевания <данные скрыты>), что подтверждается справкой БСМЭ по УР от <дата>. .

Установленный Федорову А.В. диагноз подтвержден заключением ООО «ГЕНОМЕД» от <дата>., протоколом консилиума врачей БУЗ УР «Можгинская РБ» МЗ УР от <дата>., протоколом врачебной комиссии БУЗ УР «Можгинская РБ» МЗ УР от <дата>., выпиской из протокола врачебной комиссии ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» от <дата>.

Заболевание <данные скрыты> включено в перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ.

Для патогенетической терапии всех типов <данные скрыты> у взрослых и детей с 2 месяцев применяется лекарственный препарат Рисдиплам (ТН-Эврисди) в форме выпуска- порошок для приготовления раствора для приема внутрь, производства Ф.Хоффманг-Ля Рош (Швейцария), который зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств и разрешен к медицинскому применению на территории РФ (дата регистрации 26.11.2020г. №ЛП-006602.

С 01.01.2022г. Распоряжением Правительства РФ от 23.12.2021г., лекарственный препарат Рисдиплам включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

По месту жительства Федоров А.В. получает медицинскую помощь в БУЗ УР «Можгинская РБ» МЗ УР, куда он неоднократно обращался за оформлением документов, необходимых для организации ему патогенетической терапии данным препаратом.

Согласно протоколу консилиума врачей БУЗ УР «Можгинская РБ» МЗ УР от <дата>., в связи с абсолютными показаниями и отсутствии альтернативных неинвазивных препаратов для лечения данного заболевания, консилиум постановил разрешить к индивидуальному применению и ввозу незарегистрированного на территории РФ лекарственного препарата Рисдиплам для оказания медицинской помощи Федорову А.В. по жизненным показаниям. Расчет количества препарата для пациентов старше 2 лет- 5 мг.

<дата>. письмом БУЗ УР «Можгинская РБ» МЗ УР в адрес Министерства здравоохранения УР, была просьба о перераспределении лекарственного препарата Рисдиплам для обеспечения Федорова А.В.

<дата>. в связи с отсутствием организованного Федорову А.В. лечения препаратом Рисдиплам, он повторно обратился по данному вопросу в БУЗ УР «Можгинская РБ» МЗ УР.

Из ответа БУЗ УР «Можгинская РБ» МЗ УР от <дата>. следует, что медицинской организацией с целью проведения дистанционного консультирования, получения решения врачебной комиссии по поводу назначения Федорову А.В. лекарственного препарата Рисдиплам <дата>. направлен запрос в ФГБНУ «НЦП».

Из ответа ФГБНУ «НЦП» от <дата>. следует, что данной медицинской организацией проводятся заседания врачебной подкомиссии по назначению лекарственных препаратов ( в т.ч. Рисдиплама, торговое наименование «Эврисди») после проведения очной консультации пациентов).

<дата>. в отношении Федорова А.Б. БУЗ УР «Можгинская РБ» МЗ УР проведена врачебная комиссия, из протокола которой следует, что для назначения пациенту Федорову А.В. лекарственного препарата Рисдиплам необходима очная консультация в федеральном центре ФГБНУ «НЦП» с уточнением диагноза, объема медицинского обследования и дальнейшей тактики ведения пациента.

Консультация не была проведена.

<дата>. в отношении Федорова А.В. проведена врачебная комиссия ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины», согласно выписке из протокола которой от <дата>., пациент не подходит для терапии препаратом Нусинерсен («Спинраза») вследствие заболевания, которое исключает интрактекальное введение. Решением врачебной комиссии: пациенту Федорову А.В. с диагнозом <данные скрыты> по жизненным показаниям показана терапия препаратом Рисдиплам («Эврисди») в постоянной дозе 5 мг/сут ежедневно пожизненно.

Для обеспечения препаратом Федоров А.В. неоднократно обращался в Министерство Здравоохранения УР. Согласно ответов МЗ УР, в связи с отсутствием лекарственных препаратов, не представляется возможным произвести обеспечение Федорова А.В. указанным препаратом за счет средств федерального бюджета в рамках программы ОНЛП.

В результате проведенных по обращениям Федорова А.В. проверок Можгинской межрайонной прокуратурой и Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по УР, устанволено нарушение прав Федорова А.В. в сфере здравоохранения.

Просит обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики организовать бесплатное лекарственное обеспечение Федорова А.В., <дата> года рождения, лекарственным препаратом Рисдиплам, в соответствии с медицинскими показаниями в постоянной дозе 5 мг/сут ежедневно пожизненно до его отмены.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов УР.

Истец Федоров А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что данный препарат ему необходим, чтобы дышать полной грудью, есть, жить, работать, учиться, тело умирает, если ему не вводить препарат останется пару лет жизни, просит не допустить этого.

В судебном заседании представитель истца Мельников Н., действующий по доверенности, исковые требования поддержал. Пояснил, что в <дата>. проведено обследование, диагноз <данные скрыты>, врачебная комиссия в рамках которой составлено заключение, сказали, что спинраза не подходит, назначен препарат аналогичного действия Рисдиплам. Препарат назначается только по решению медицинской комиссии. В отношении Федорова нет стандартного оказания помощи государства. В данном случае решение медицинской комиссии имеется. В разделе медицинского обеспечения инвалидов имеется возможность и право у истца получать помощь с использованием как регионального бюджета, так и федерального бюджета. Они хотят получать не выплату, а услугу в виде предоставления медицинского препарата. Закон не устанавливает при назначении данного препарата уровень медицинской организации, не ограничивает, кто назначает и применяет данный препарат. С <дата> года есть приказ , который гласит, что препараты могут назначаться медицинскими учреждениями как на федеральном, так и на региональном уровне. Истец обращался неоднократно для получения лекарственного препарата, но не был им обеспечен. Истец обращался в Прокуратуру и Росздравнадзор, которые подтвердили нарушение прав, вынесли представление об обеспечении лекарством, но которые не были реализованы. Постановлением №872 указаны учреждения, которые могут назначать препарат. И медицинское учреждение в Санкт Петербурге, которое назначило истцу препарат, относится к федеральным учреждениям оздоровительного профиля. Есть обзор ВС РФ, где указано, что пациент не должен нести негативные последствия. Истцу необходима ежедневная доза препарата, факт назначения препарата медицинской комиссией есть, считает, что данной врачебной комиссии достаточно. Истец не должен отвечать за действия государственных органов. На счет финансирования, есть определение Конституционного суда №1054-О, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов РФ как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов РФ механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных препаратов, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода. То есть средства могут выделятся как из регионального, так и федерального бюджета, с учетом состояния пациента, необходимо получить как можно быстрее медицинский препарат и наоборот стабилизировать состояние. Состояние здоровья истца постепенно ухудшается, при этом не выполняются государственные гарантии по предоставлению медицинских препаратов. Он не должен страдать и болеть, состояние тяжелое, чтобы не допустить дальнейшего регресса, нужен медицинский препарат. В связи с чем просят обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель ответчика Штин С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что медицинский препарат должен быть назначен врачебной комиссией, при этом в документе должен быть указан научный центр и слово назначен определенный препарат, их медицинская организация составила заключение, необходимо заключить договор, они подписали договор и выслали, идет письмо о том, что необходимо. Во первых у Министерства должно быть основание, указанное в постановлении от <дата>г. . У Министерства нет денег, чтобы закупить этот препарат. Когда будет медицинское назначение, Министерство должно обратиться в Министерство финансов о финансирования и после этого будет проводится закупка. На сегодняшний день не имеется надлежащего назначения этого препарата, Министерство- это казенное учреждение, из бюджета УР немедленно закупить данный препарат не представляется возможным по объективной причине. Лекарственные препараты закупаются на средства федерального бюджета, истец является федеральным льготником, региональный бюджет несет другие расходы, связанные с медицинскими льготниками. В данном случае, у Министерства не было правового основания для приобретения препарата, иначе будет не целевое расходование средств. По решению суда будут просить дополнительное финансирование, но это не происходит незамедлительно.

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Министерства финансов УР, уведомленного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Согласно представленному письменному отзыву представителя Министерства финансов УР, в соответствии с положением о Министерстве финансов УР, утвержденном постановлением Правительства УР от 22.12.2014г. №522, в полномочия Минфина Удмуртии не входит организация обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения. Минфин Удмуртии осуществляет организацию исполнения бюджета УР в соответствии с законом о бюджете на соответствующий год, в объемах, предусмотренных законом. Если какие-либо расходы не предусмотрены реестром расходных обязательств УР, Минфин Удмуртии не вправе их финансировать. Минфин Удмуртии не вправе финансировать расходы в объемах, превышающих размер ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств бюджета УР законом о бюджете на соответствующий год и плановый период.

Обеспечение федеральных льготополучателей, имеющих и сохранивших право на получение набора социальных услуг, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, регламентируется ФЗ «О государственной социальной помощи» и осуществляется согласно ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в рамках переданных полномочий субъектам РФ по обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019г. утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минздрав УР является органом исполнительной власти УР, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения и осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, в том числе по обеспечению лекарственными препаратами. Минздрав Удмуртии наделен широкими бюджетными полномочиями, в том числе по планированию соответствующих расходов бюджета, в данном случае самостоятельно осуществляет заявки в Минздрав России о потребности денежных средств на данную категорию льготников. Таким образом, Минздрав Удмуртии осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета УР, предусмотренных на содержание Минздрава Удмуртии и реализацию возложенных на Минздрав Удмуртии функций.

Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Минфин Удмуртии.

Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.

Федоров А.В., <данные скрыты>р., является инвалидом 1 группы (инвалид с детства) бессрочно, что подтверждается справкой Филиала-Бюро филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РТ» от <дата>. (лд13,50).

Федорову А.В. установлен диагноз <данные скрыты>.

БУЗ УР Можгинская РБ МЗ УР <дата>. проведен консилиум врачей для назначения пациенту Федорову А.В. лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории РФ, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза. Диагноз: <данные скрыты>. Принято решение: В связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных неинвазивных препаратов для лечения данного заболевания, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010г. №771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию РФ» (вместе с Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территории РФ) и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2005г. №494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», разрешить к индивидуальному применению и ввозу не зарегистрированный на территории РФ лекарственный препарат «РИСДИПЛАМ» для оказания медицинской помощи пациенту Федорову А.В. по жизненным показаниям. Максимальное количество флаконов препарата «Рисдиплам» на год лечения с учетом веса пациента составит 90 флаконов (упаковок) Рисдилпам 60 мг. (0,75мг/мл) порошок для приготовления раствора для приема внутрь.

<дата>. БУЗ УР Можгинская РБ МЗ УР направило в Министерство Здравоохранения УР требование о перераспределении лекарственного препарата для обеспечения препаратами по ДЛО: препарат Рисдилпам (Эврисди) 5 мг. 1 раз в сутки Федорову А.В. <данные скрыты> г.р., состоящему на учете с диагнозом: <данные скрыты>) (лд29).

На обращения Федорова А.В. об обеспечение препаратом МНН Рисдиплам, Министерство здравоохранения УР <дата>. отправило ответ о невозможности обеспечения препаратом в связи с отсутствием лекарственного препарата (лд23).

На обращения Федорова А.В. в Прокуратуру УР об обеспечение препаратом МНН Рисдиплам, Министерство здравоохранения УР <дата>. отправило ответ о невозможности обеспечения препаратом в связи с отсутствием лекарственного препарата (лд.22).

Федоров А.В. обращался в Территориальный орган Росздравнадзора по УР об обеспечении лекарственным препаратом, на что были даны ответы <дата>. и <дата>., что информация о необходимости обеспечения лекарственным препаратом была направлена главе УР, а также в адрес Министерства Здравоохранения УР и Прокуратуру УР (лд.20,21).

Протоколом решения врачебной комиссии БУЗ УР Можгинская РБ МЗ УР от <дата>., Федорову А.В., <дата> г.р., имеющему заболевание с диагнозом: <данные скрыты>), установлены выводы: для назначения пациенту Федорову А.В. лекарственного препарата Рисдилпам необходима очная консультация в федеральном центре ФГБНУ «Научный центр неврологии» с уточнением диагноза, объема медицинского обследования и дальнейшей тактики ведения пациента.

ФГБНУ «Научный центр неврологии» на обращение Федорова А.В. направил ответ от <дата>. сообщил, что рекомендации по лечению, в том числе лекарственными препаратами, могут быть даны только при очной консультации врачами-невропатологами ФГБНУ НЦН. ФГБНУ НЦН может оказать содействие медицинской организации в назначении необходимого обследования и лечения посредством телемедицинской консультации, которая оказывается на основании договора, заключаемого с медицинскими организациями, нуждающимися в консультации для коррекции ранее назначенного пациенту лечения, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования.

Можгинский межрайонный прокурор направил в Министерство здравоохранения УР представление от <дата>. ж-2021 по обращению благотворительного фонда «Семьи <данные скрыты>», с требованием о рассмотрении представления и принятия конкретных мер к устранению выявленного нарушения, а также меры по устранению причин и условий способствующих выявленному нарушению: обеспечить пациента Федорова А.В. медицинским препаратом Рисдиплам (лд.17-18,24-25).

ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» Клиника, провели врачебную комиссию по назначению пациенту дорогостоящего лекарственного препарата, зарегистрированного на территории РФ, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям. Врачебная комиссия проводится дистанционно на основании представленных документов. Пациент Федоров А.В., <дата> г.р., диагноз: <данные скрыты>) по жизненным показаниям показана терапия препаратом Рисдиплам («Эврисди») в постоянной дозе 5 мг/сут ежедневно пожизненно (лд. 12).

Проанализировав установленные обстоятельства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

26.11.2020г. лекарственный препарат Рисдиплам (торговое наименование «Эврисди») зарегистрирован на территории РФ за №ЛП-006602, что подтверждается инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата с отметкой Минздрава России (лд 30-35).

01.01.2022г. Распоряжением Правительства РФ от 23.12.2021г. №3781-р внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019г. №2406-р, в соответствии с которым лекарственный препарат Рисдиплам включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии со ст.14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами – относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1753 (ред. от 15.04.2020) "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), а также после трансплантации органов и (или) тканей" утверждены соответствующие Правила, на исполнение указанных полномочий бюджетам субъектов РФ ежегодно выделяются межбюджетные трансферты.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N2505 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение: закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации; предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи";

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются:обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды 1 группы.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.01.2022 года №7 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Пунктом 65 данной программы предусмотрено, что за счет субсидии бюджету Удмуртской Республики на софинансирование расходов бюджета Удмуртской Республики, возникающих при оказании: 13) дополнительных мероприятий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая оказание медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.

Пункт 67, за счет бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики осуществляется: 1) обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.

Лекарственный препарат Рисдиплам включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства РФ на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (Приложение №2 к территориальной программе).

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2022), п.8 ст.6.1., в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (ст.6.2 Закона).

Согласно справки Клиентской службы МИЦ ПФР в <адрес>, от <дата>., Федоров А.В. – инвалид 1 группы, имеет право на 2022 год на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (лд.14).    

Из приведенных нормативных положений действующего законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Представитель ответчика указывает, что для обеспечения истца данным лекарственным препаратом необходимо назначение его медицинской организацией.

Как было указано ранее, <дата>. в отношении Федорова А.В. проведена врачебная комиссия ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины», согласно выписке из протокола которой от <дата>., пациент не подходит для терапии препаратом Нусинерсен («Спинраза») вследствие заболевания, которое исключает интрактекальное введение. Решением врачебной комиссии: пациенту Федорову А.В. с диагнозом <данные скрыты> по жизненным показаниям показана терапия препаратом Рисдиплам («Эврисди») в постоянной дозе 5 мг/сут ежедневно пожизненно.

Вопреки доводам ответчика, Государственное учреждение Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук, г. Санкт-Петербург отнесено к федеральным специализированным медицинским учреждениям (Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 г. №872).

БУЗ УР Можгинская РБ МЗ УР <дата>. проведен консилиум врачей для назначения пациенту Федорову А.В. лекарственного препарата Принято решение разрешить к индивидуальному применению лекарственного препарата «Рисдиплам» для оказания медицинской помощи пациенту Федорову А.В. по жизненным показаниям.

С учетом представленных решений консилиума врачей и заключением врачебной комиссии медицинских организаций о назначении и разрешении к индивидуальному применению Федорову А.В. по жизненным показаниям лекарственного препарата Рисдиплам, у него имеется право на получение данного препарата, а у государства обязанность обеспечить истца указанным препаратом.

Вследствие этого он, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Поскольку необеспечение Федорова А.В. лекарственным препаратом Рисдиплам, назначенными ему по жизненным показаниям, нарушает фундаментальное право на жизнь и здоровье, отсутствие лекарственного данного препарата и отсутствие финансирования не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

С учетом вышеизложенного, истец имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Рисдиплам, по жизненным показаниям, обязанность по обеспечению которым лежит на Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики.

Поскольку судом установлено, что препарат назначен врачебной комиссией в соответствии с инструкцией по его медицинскому применению, истцом заявлены требования об обеспечении Федорова А.В. препаратом в соответствующей инструкции дозировке и кратности введения, то суд полагает возможным указать в решении о возложении на ответчика обязанности обеспечить Федорова А.В. препаратом Рисдиплам в необходимом объеме и дозировке 5мг/сут ежедневно на постоянной основе пожизненно до его отмены.

В силу ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Судом объективно установлено, что состояние истца ухудшается, в представленном протоколе Консилиума имеется указание о том, что отсутствие лечения вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние больного может развиться в короткие сроки, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство по обращению решения суда в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечить изделиями медицинского назначения к немедленному исполнению.

Поскольку истец и ответчик в силу НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, издержки, связанные с рассмотрением дела относятся на счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федорова А.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами – удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (ИНН 1831044979) обеспечить Федорова А.В., <данные скрыты>) лекарственным препаратом Рисдиплам (торговое наименование «Эврисди») в необходимых объеме и дозировке (5 мг/сут- ежедневно) на постоянной основе пожизненно до его отмены.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья:                             А.А. Владимирова

2-2987/2022 ~ М-1917/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федоров Александр Владимирович
Ответчики
Министерство здравоохранения УР
Другие
Министерство финансов УР
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Владимирова Анна Анатольевна
Дело на странице суда
pervomayskiy--udm.sudrf.ru
07.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2022Судебное заседание
09.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее