Дело № 2-2972/2021
УИД: 21RS0023-01-2021-003777-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием истца Семеновой З.Д., представителя истца – Корниенко М.В., представителя ответчика – Яковлевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Зинаиды Дмитриевны к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об исключении из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении, незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников,
установил:
Семенова З.Д. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об исключении из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении, незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников, указав в нем, что в очереди на улучшение жилищных условий ее семья состояла с дата года, постановлением от дата исключена из списка очередников по мотивам обеспеченности общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, установленной постановлением администрации г. Чебоксары от дата № ----- «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» в размере 14,5 кв.м. на человека. Данное решение, полагает истец является незаконным и подлежит отмене, поскольку их жилищные условия не были улучшены. Их семья состоит из пяти человек и проживает по адресу: адрес Общая площадь указанной квартиры составляет ------ кв.м. Истица также указывает, что она является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно, имеет право на льготы, установленные ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что с момента постановки на учет жилищные условия истца не улучшены.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив суду, что считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, закрепляющей основания нуждаемости в жилом помещении, одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы, либо отсутствие жилого помещения.
Как следует из материалов дела, семья истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит с дата. Основанием для исключения истца из списка очередников, как следует из оспариваемого решения, послужило то обстоятельство, что истцу и членам его семьи – мужу и дочери на праве общей собственности в равных долях (по ------ доли) принадлежит квартира по адрес общей площадью ------ кв.м., истица с дата года обладает также правом собственности на ------ долю в жилом доме общей площадью ------ кв.м., расположенного в адрес, суммарная площадь данных помещений превышает учетную норму общей площади 14,5 кв.м. и жилой 9 кв.м. на человека, установленную постановлением администрации г. Чебоксары от дата ----- «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления».
Между тем, вывод ответчика о наличии оснований для снятия истца с очереди на получение жилого помещения по договору социального найма, нельзя признать обоснованными.
Так, в соответствии со статьей 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. определялись ст. 32 ЖК РСФСР.
По смыслу приведенных правовых норм, закон не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, в том случае, если жилищные условия таких граждан фактически не улучшены. Снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий носит исключительный характер, принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в законе обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.
Применительно к данному спору изменений в жилищных условиях истца, в результате которых утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как установлено судом семья истицы, состоящая из пяти человек, она, ее супруг, дочь, внучка и зять, проживают в адрес, общей площадью ------ кв.м. Истице на праве собственности принадлежит ------ доля в жилом доме, площадью ------ кв.м., в адрес. Помимо этого зять истицы – Емельянов Д.В., обладает правом пользования жилым помещением по договору социального найма в адрес, общей площадью ------ кв.м., где он проживал до дата на правах члена семьи нанимателя, и доказательств того, что он в установленном законом порядке был признан утратившим право пользования данным помещением, суду не представлено. С учетом всех имеющих право пользования данным помещением лиц, на каждого из них, в том числе и на Емельянова Д.В., приходится по ------ кв.м. общей площади жилого помещения.
Учитывая общую площадь указанных помещений, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет ------ кв.м. (------ что менее учетной нормы, установленной пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
При этом последствия, указанные в ст. 53 ЖК РФ, не названы законодателем в качестве основания для снятия с очереди нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку истица состояла в очереди на улучшение жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, является нуждающимся в жилом помещении до настоящего времени, то она не может быть снята с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об исключении Семеновой Зинаиды Дмитриевны из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении незаконным.
Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары восстановить Семенову Зинаиду Дмитриевну в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении по состоянию на дата.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 20 августа 2021 года.