Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-6847/2021 от 24.05.2021

Судья: Иванова А.И.      адм. дело № 33а-6847/2021

(2а-519/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20.07.2021

г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе председательствующего     Клюева С.Б.,

судей                         Лазаревой М.А., Ромадановой И.А.,

при секретаре                 Зенкевиче В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Белавина А.Г. на решение Ленинского районного суда города Самары от 09.03.2021.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МИФНС России № 18 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Белавина А.Г. недоимки по обязательным платежам, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога в проверяемые налоговые периоды (2014-2018 года), обязанность по уплате налога не исполнил, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил взыскать с Белавина А.Г. недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 22 115 руб., пени за 2014-2018 гг. в размере 363,96 руб.

Решением Ленинского районного суда города Самары от 09.03.2021 вышеуказанные требования налогового органа удовлетворены.

В апелляционной жалобе Белавин А.Г. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в части взыскания пени на недоимку по транспортному налогу за период с 2014 по 2018 год в размере 363 руб. 96 коп., ссылаясь на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с настоящими требованиями.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с абзацем 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения, согласно статье 358 НК РФ, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Белавин А.Г. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности в проверяемые налоговые периоды (2014-2018 года) объектов налогообложения – транспортных средств: мотоцикл <данные изъяты>, г/н ; <данные изъяты>, г/н , что подтверждается сведениями из РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре и карточкой учета транспортного средства (л.д.51-53).

На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлены налоговые уведомления: №31058497 от 21.09.2017 о суммах налога за 2016 год, а также о суммах налога за 2015 год с учетом произведенного перерасчета по налоговому уведомлению № 132147193, в рамках ОКТМО, со сроком уплаты до 01.12.2017 (л.д. 26-27); №56003149 от 23.08.2018 о суммах налога за 2017 год со сроком уплаты до 03.12.2018 (л.д. 20-22); № 45052777 от 25.07.2019 о суммах налога за 2018 год со сроком уплаты до 02.12.2019 (л.д. 7-8).

В связи с несвоевременной уплатой налога за 2014-2017 года, налоговым органы начислены пени за указанный период в размере 269,42 руб. и выставлено требование № 66125 по состоянию на 11.07.2019 с предложением погасить указанную сумму в срок до 25.10.2019 (л.д. 12).

Поскольку административным ответчиком транспортный налог за 2018 год не уплачен в установленный в налоговом уведомлении срок, налоговым органом в адрес налогоплательщика также направлено требование № 75442 по состоянию на 23.12.2019 с предложением в срок до 10.02.2020 уплатить, в том числе, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 22 115 руб. и начисленные на нее пени в размере 94,54 руб. (л.д. 28).

На момент подачи административного искового заявления указанные требования административным ответчиком не исполнены.

Также судом установлено, что сумма недоимки превысила 3 000 руб. при выставлении требования № 75442 от 23.12.2019, срок исполнения которого установлен до 10.02.2020. Следовательно, шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истекает 10.08.2020.

Из материалов приказного производства № 2а-1023/20 по заявлению МИФНС России № 18 по Самарской области о взыскании с Белавина А.Г. недоимки по транспортному налогу следует, что налоговый орган обратился с указанным заявлением до истечения шестимесячного срока – 12.05.2020.

15.05.2020 мировым судьей судебного участка №28 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-1023/2020 о взыскании с Белавина А.Г. недоимки по транспортному налогу в размере 22 115 руб. и пени в размере 363,96 руб.

23.06.2020 определением мирового судьи судебного участка № 28 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (л.д.5).

Административное исковое заявление, согласно штампу на почтовом конверте подано в суд 13.12.2020, то есть в установленный статьей 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд после отмены судебного приказа.

Разрешая спор, проанализировав вышеуказанные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, проверив соблюдение процедуры и сроков принудительного взыскания налоговых платежей, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований, поскольку наличие у административного ответчика недоимки по транспортному налогу в заявленном размере подтверждается представленным суду расчетом (л.д. 17, 23), а также сведениями из базы данных налогового органа по лицевому счету налогоплательщика (л.д. 76-77), согласно которым за Белавиным А.Г. числится задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 22 115 руб., и пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за период с 2014-2018 года в размере 363,96 руб.

Доказательства уплаты указанной задолженности административным ответчиком не представлены. Расчет задолженности административным ответчиком также по существу не оспаривается.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у административного ответчика обязанности об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 22 115 руб. и пени в размере 94,54 руб., начисленных на указанную недоимку, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, подтверждается материалами дела.

Между тем, признавая законным требование о взыскании с административного ответчика пени в сумме 269,42 руб. на недоимку за периоды 2014-2017 судом первой инстанции не учтено следующее.

Положения статьи 75 НК РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (определение от 17.02.2015 г. N 422-О).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что заявленная к взысканию сумма пени 363 руб. 96 коп. складывается из суммы пени 269 руб. 42 коп. по требованию № 66125 от 11.07.2019 и суммы пени 94 руб. 54 коп. по требованию 75442 от 23.12.2019.

Между тем, материалы административного дела не содержат доказательств наличия судебных актов о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу, на которую начислены суммы пени в размере 269 руб. 42 коп., либо доказательства оплаты данных налогов налогоплательщиком самостоятельно.

На запрос судебной коллегии, в каком порядке производилось погашение задолженности по транспортному налогу Белавиным А.Г. в периоды 2014-2017 годы, а именно: в какие налоговые уведомления и требования включалась данная задолженность, когда погашена данная задолженность налогоплательщиком, либо взыскана в принудительном порядке и на основании каких судебных актов, сведения налоговым органом не представлены.

Соответственно, нельзя считать установленным, что налоговым органом приняты меры к получения сумм налогов за 2014-2017 годы и, соответственно, имеются основания для взыскания суммы пени, в том числе и с учетом общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания налоговой задолженности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 апреля 2017 г. № 790-О, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Поскольку вышеуказанные обстоятельства оставлены судом без внимания, а вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме сделан без их учета, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным в части взыскания с Белавина А.Г. задолженности по пени на недоимку по транспортному налогу за 2014-2017 годы в сумме 269 руб. 42 коп., и оно в соответствующей части подлежит отмене.

В связи с уменьшением размера взысканной судом суммы недоимки по пени, подлежащая взысканию с административного ответчика государственная пошлина также подлежит уменьшению и составляет 866 руб. 29 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Самары от 09.03.2021 отменить в части взыскания с Белавина А.Г. задолженности по пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2014-2017 годы в сумме 269 руб. 42 коп. Апелляционную жалобу Белавина А.Г. в соответствующей части удовлетворить.

Принять по делу в данной части новое решение, которым административное исковое заявление МИФНС России № 18 по Самарской области к Белавину А.Г. о взыскании задолженности по пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2014-2017 годы в сумме 269 руб. 42 коп. по требованию № 66125 от 11.07.2019 оставить без удовлетворения.

Уменьшить размер взысканной судом с Белавина А.Г., в доход местного бюджета городского округа Самара суммы государственной пошлины до 866 руб. 29 коп.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Самары от 09.03.2021 оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-6847/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
МИФНС России № 18 по Самарской области
Ответчики
Белавин А.Г.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.05.2021Передача дела судье
22.06.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее