Дело № 2-291/2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2021 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Надбитовой Г.П.,
при секретаре Худаевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батыровой Ирины Олеговны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Батырова обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ее отец <данные изъяты> лишен родительских прав в отношении нее, <данные изъяты> ее мать ограничена в родительских правах в отношении нее. Постановлением главы администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 28 октября 2010г. № 672 ее попечителем назначена бабушка ФИО15 Постановлением главы Кетченеровского районного муниципального образования от 23 ноября 2011г. № 44 она принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В настоящее время проживает в квартире, принадлежащей ее дедушке, ФИО16; иного жилья, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего ей, не имеет; жилое помещение или земельный участок ей органами власти не предоставлялись. В 2018г. закончила обучение в ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева», но жилое помещение ей так и не предоставлено. Просит суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 33 квадратных метров, во внеочередном порядке за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Истица просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивает на удовлетворении иска (заявление от 15 января 2021г.).
Заместитель министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Санджарыков Г.Э. просит суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, удовлетворив исковые требования (заявление № 43 от 14 января 2021г.).
Представитель третьего лица - Администрации г. Элисты, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не известил, не ходатайствовал об отложении дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц (далее Федеральный закон № 159).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159 лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По письменному заявлению лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона № 159, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159).
Как видно из материалов дела, истица родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями являются ФИО17 и ФИО18 (свидетельство о рождении <данные изъяты>, актовая запись № <данные изъяты>). Пятнадцатого августа 2015г. истица заключила брак с ФИО19, после заключения брака ей присвоена фамилия Батырова; 20 июля 2019г. брак расторгнут, после расторжения брака истице присвоена фамилия Батырова (свидетельство о заключении брака <данные изъяты>, актовая запись № <данные изъяты>; свидетельство о расторжении брака <данные изъяты>, актовая запись № <данные изъяты>). <данные изъяты> ФИО17 лишен родительских прав в отношении истицы. <данные изъяты> ФИО18 ограничена в родительских правах в отношении истицы. Постановлением Главы администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 08 октября 2010г. № 672 попечителем истицы назначена ФИО15. Решением жилищной комиссии Кетченеровского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 23 ноября 2011г. истица принята на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях (выписка из постановления от 23 ноября 2011г. № 44). Третьего июля 2015г. истица закончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени Тимирязева» (диплом бакалавра <данные изъяты>), зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей ФИО16, по адресу: <данные изъяты>; площадь квартиры 63,8 кв.м, помимо истицы в квартире зарегистрированы и проживают собственник квартиры, его супруга ФИО15, сын ФИО25 (сын), зять ФИО19 и внучка ФИО27
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия истица в собственности объекты недвижимости не имеет (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 30 октября 2020г. № КУВИ-002/2020-34252952)
Довод истицы о том, что иного жилья, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего ей, не имеется; жилое помещение или земельный участок ей органами власти не предоставлялись, ответчиком не опровергнут.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, истице должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 33 квадратных метров, во внеочередном порядке за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Предоставление вне очереди жилых помещений или субсидии на его приобретение не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Как следует из преамбулы Федерального закона № 159, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 22.1 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011г. № 296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия однократно предоставляются, по месту их жительства, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 мая 2013г. № 222 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Согласно п. 5 указанного постановления Министерство образования и науки Республики Калмыкия в целях обеспечения специализированными жилыми помещениями ежегодно, до 1 октября года, предшествующего планируемому, направляет в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - уполномоченный орган) выписку из списка, в которой указываются граждане из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в планируемом году.
Таким образом, уполномоченным органом, осуществляющим предоставление жилья в Республике Калмыкия, является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В пункте 14 «Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий» предусмотрено, что размер социальной выплаты для детей-сирот определяется исходя их общей площади жилья для предоставления социальной выплаты, которая составляет 33 кв.м на одиноко проживающего человека.
Согласно Решению № 8 Элистинского городского собрания третьего созыва № 12 от 31 августа 2006г. «Об утверждении учетной нормы, нормы предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в городе Элисте», норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 33 квадратных места на одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, истице должна быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Батыровой Ирины Олеговны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Батыровой Ирине Олеговне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не менее 33 квадратных метров, во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.П. Надбитова