№ 5–3458/2021
86RS0002-01-2020-009289-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 17 мая 2021 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты–Мансийского автономного округа–Югры Н.Н. Калашникова,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении в отношении Терентьева В. А., <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, работающего <данные изъяты>, зарегистрированного по месту жительства: <адрес> предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № об административном правонарушении, Терентьев В.А. <дата> в 16 час. 15 мин., управляя автомобилем <данные изъяты>, в районе <адрес> в г. Нижневартовске, при осуществлении маневра поворота налево по зеленому сигналу светофора не уступил дорогу автомобилю <данные изъяты>, под управлением Потерпевший №2, создав ему помеху, в результате чего водитель <данные изъяты>, Потерпевший №2 допустил наезд на препятствие и получил телесные повреждения причинившие вред здоровью средней тяжести, то есть совершил нарушение п.п. 13.4, 1.3 ПДД РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Терентьев В.А., потерпевшие Потерпевший №2, Потерпевший №1 и должностное лицо административного органа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судья, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из имеющегося в материалах дела заключения эксперта № от <дата> следует, что Потерпевший №2 был причинен средней тяжести вред здоровью, по признаку его кратковременного расстройства.
В соответствии со ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В материалах дела имеется уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, однако сведения о направлении данного уведомления как Терентьеву В.А., так и Потерпевший №2 отсутствуют.
Между тем, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с определением о назначении экспертизы до направления определения для исполнения, в противном случае лица лишаются права заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Определениями судьи Нижневартовского городского суда от <дата> и от <дата>, в том числе и по этому основанию, материалы дела об административном правонарушении в отношении Терентьева В.А. для устранения недостатков были возвращены в административный орган /л.д. 30, 43/.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4., ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2).
В силу части 3 данной статьи дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
По смыслу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием потерпевшего, которому должны быть разъяснены его процессуальных прав, как потерпевшего, предусмотренных статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обеспечена возможность их реализации, в случае неявки потерпевшего, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Из представленных материалов следует, что уведомление от <дата> необходимости явки для составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к 09:00 часам <дата> было направлено в том числе и потерпевшим Потерпевший №2 и Потерпевший №1
На дату составления протокола об административном правонарушении /<дата>/ у административного органа имелись сведения только о неудачной попытке вручения письма адресату.
Соответственно, на момент составления протокола об административном правонарушении (<дата>) должностное лицо административного органа не обладало и не могло обладать сведениями о получении или неполучении потерпевшими уведомления о необходимости явки для участия в совершении процессуального действия /с учетом срока хранения почтового отправления в отделении связи/, что исключает возможность считать потерпевших, надлежащим образом извещенными о времени и месте составления протокола. Сам по себе факт направления уведомления в адрес потерпевших не может свидетельствовать о их надлежащем уведомлении.
Определением судьи Нижневартовского городского суда от <дата>, в том числе и по этому основанию, материалы дела об административном правонарушении в отношении Терентьева В.А. для устранения недостатков были возвращены в административный орган /л.д. 43/.
Таким образом, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении требования ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены не были.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Положения ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
При нарушении установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, протокол об административном правонарушении № от <дата> не является доказательством по делу, поэтому обстоятельства совершения административного правонарушения, отраженные в протоколе, являются недоказанными.
Процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола по делу об административном правонарушении, являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Более того, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня его совершения.
Как следует из представленных материалов дела административное правонарушение, вмененное Терентьеву В.А., совершено <дата>. Материалы дела об административном правонарушении в отношении Терентьева В.А. трижды /<дата>, <дата>, <дата>/ направлялись в Нижневартовский городской суд, так как определениями судьи Нижневартовского городского суда от <дата> и от <дата>, материалы дела об административном правонарушении в отношении Терентьева В.А. для устранения недостатков были возвращены в административный орган.
Согласно пункту 14. Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является безусловным основанием, исключающим ведение производства по делу об административном правонарушении, закрепленным в пункте 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, срок давности привлечения Терентьева В.А. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек. Данное обстоятельство согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 1.6, 24.5, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Терентьева В. А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты–Мансийского автономного округа–Югры через Нижневартовский городской суд Ханты–Мансийского автономного округа–Югры.
Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова
Копия верна
Судья Н.Н. Калашникова
Подлинный документ находится
в Нижневартовском городском суде в административном деле №
Судья __________ подпись
Секретарь _________ подпись