Дело №2-604/2023
УИД 29RS0017-01-2023-000726-93
Решение
Именем Российской Федерации
г. Няндома 7 августа 2023 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Росковой О.В.,
при секретаре Прошиной О.Д,
с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Мумладзе Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области к отделению судебных приставов по Каргопольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области обратилась в суд с иском к отделению судебных приставов по Каргопольскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что вступившим в законную силу решением Няндомского районного суда Архангельской области по делу №2а-927/2022 администрация обязана в срок до 31.12.2022 г. обеспечить категорирование в отношении дороги/подъезда к д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,68 кв. и дороги по дер. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км.; обеспечить постановку дороги/подъезда к д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,68 км. и дороги по д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км. и дороги по д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км. на кадастровый учет. На основании указанного решения возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации Каргопольского округа. 5.05.2023 г. в адрес администрации вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Считает, что администрацией предпринимались все меры к исполнению решения суда в установленный срок. Согласно акту о приемке выполненных работ №1 от 11.11.2022 категорирование в отношении дороги/подъезда к д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,68 км и дороги д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км выполнено в полном объеме 11.11.2022. Постановка на кадастровый учет дороги д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км выполнено 2.11.2022; постановка на кадастровый учет дороги д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,68 км выполнено 22.03.2023 по независимым от администрации причинам, в связи с тем, что исполнителем муниципального задания МУБ «Проектно-планировочное бюро» ненадлежащим образом проведено согласование с собственником федеральной автомобильной дороги, к которой примыкает подъезд к д. Чертовицы Нижние. Просит освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, либо уменьшить размер взыскиваемого с администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области исполнительского сбора.
20 июня 2023 года определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Представитель истца администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно заявлению, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика отделения судебных приставов по Каргопольскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился.
Помощник прокурора Мумладзе Н.З. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала возможным уменьшить размер взыскиваемого с администрации Каргопольского муниципального округа <адрес> исполнительского сбора.
Третье лицо ОГИБДД ОМВД России "Няндомский" извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав - исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации в соответствии с ч. 3 указанной статьи устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В судебном заседании установлено, что решением Няндомского районного суда от 28 сентября 2022 г. удовлетворено административное исковое заявление прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. На администрацию Каргопольского муниципального округа Архангельской области возложены следующие обязанности: привести дорогу/подъезд к дер. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,68 км и дорогу по дер. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, непостановке их на кадастровый учет, непроведении категорирования и разработки проектов организации дорожного движения, а именно устранить дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений; обеспечить разработку проектов организации дорожного движения в отношении дороги/подъезда к дер. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,68 км и дороги по дер. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км.
Решение суда вступило в законную силу 12 января 2023 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Каргопольскому району от 6 марта 2023 г. на основании выданных по данному делу исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области, которому был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней.
В установленный срок решение суда в полном объеме исполнено не было в связи с чем, судебный пристав-исполнитель ОСП по Каргопольскому району 5 мая 2023 г. вынес постановление о взыскании с должника Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
На момент рассмотрения дела исполнительский сбор, об освобождении от уплаты которого заявлены исковые требования, не уплачен.
Заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация указывает на то, что ею предпринимались все меры для исполнения решения в установленный срок.
Согласно акту о приемке выполненных работ №1 от 11.11.2022 категорирование в отношении дороги/подъезда к д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,68 км и дороги д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км выполнено в полном объеме 11.11.2022. Постановка на кадастровый учет дороги д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,5 км выполнено 2.11.2022; постановка на кадастровый учет дороги д. Чертовицы Нижние, протяженностью 0,68 км выполнено 22.03.2023 по независимым от администрации причинам, в связи с тем, что исполнителем муниципального задания МУБ «Проектно-планировочное бюро» ненадлежащим образом проведено согласование с собственником федеральной автомобильной дороги, к которой примыкает подъезд к д. Чертовицы Нижние.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к следующему.
Поскольку вина администрации установлена вступившим в законную силу решением Няндомского районного суда Архангельской области, то в силу положений ч.4 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении настоящего гражданского дела суд не вправе входить в обсуждение вины администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области.
Согласно п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
С учётом установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных администрацией Каргопольского муниципального округа Архангельской области требований освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку администрацией не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда в срок для добровольного исполнения, своевременного принятия мер, направленных на исполнение решения суда, а также доказательства, свидетельствующие о наличии чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, препятствующих должнику исполнить решение суда.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, степени вины должника, суд, учитывая, что администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области предпринимала меры, направленные на исполнение судебного акта, полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительным производствам №-ИП на 1/4, то есть до 37 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области к отделению судебных приставов по Каргопольскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.
Уменьшить до 37500 (Тридцати семи тысяч пятисот) рублей исполнительский сбор, взысканный с администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Каргопольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 5 мая 2023 г. по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В. Роскова