дело № 2-95/2024 (2-847/2023)
УИД 61RS0059-01-2023-000957-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2024 г. г. Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Стурова С.В.,
при секретаре судебного заседания Чернецовой Р.Г.,
с участием:
старшего помощника прокурора Цимлянского района Ростовской области Глухно В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цимлянского района Ростовской области к Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области об обязании прохождения диспансеризации муниципальных служащих,
установил:
Прокурор Цимлянского района Ростовской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, указав в обоснование, что прокуратурой Цимлянского района во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 09.08.2021 № «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в сфере охраны труда и федерального законодательства о муниципальной службе при прохождении муниципальными служащими диспансеризации.
В ходе прокурорской проверки в деятельности Администрации Цимлянского городского поселения выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии администрацией должных мер по прохождению диспансеризации муниципальных служащих в 2023 году, что является нарушением требований статьи 37 Конституции РФ, статьей 185.1, 209, 210, 212 Трудового кодекса РФ, статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинскими учреждениями администрацией городского поселения не заключался.
Также Администрацией Цимлянского городского поселения не утвержден график прохождения диспансеризации на 2023 год, список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации в медицинское учреждение не направлялся, что является нарушением приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
Требования прокурора об устранении выявленных нарушений, отраженных в представлении от 27.11.2023, в нарушение статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" администрацией района не исполнены.
Ссылаясь на то, что в связи с неисполнением обязанности по организации прохождения диспансеризации муниципальных служащих, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга работников муниципальной службы, прокурор просит суд обязать Администрацию Цимлянского городского поселения Ростовской области утвердить график прохождения диспансеризации муниципальных служащих Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области, заключить договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направить в медицинское учреждение список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, сослался на доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Цимлянского городского поселения, не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил. В суд поступило заявление представителя администрации городского поселения по доверенности № от 09.01.2024 о признании иска, последствия признания иска представителю ответчика понятны.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) счел возможным рассмотреть исковые требования прокурора в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд усматривает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также – ТК РФ) работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно - гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда является в том числе обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТК РФ).
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда регламентированы в ст. 212 ТК РФ.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 25-ФЗ).
В статье 13 Федерального закона № 25-ФЗ закреплены ограничения, связанные с муниципальной службой. В соответствии с пунктом 4 части 1 данной статьи гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
Порядок прохождения диспансеризации, а также перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения регламентированы приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (далее также - Порядок, Приказ № 984н).
В соответствии с указанным Порядком, под диспансеризацией понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего.
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в установленном объеме (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
В соответствии с требованиями Порядка (пункты 7, 8) для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.
Судом установлено, что прокуратурой Цимлянского района Ростовской области проведена проверка исполнения требований вышеназванного трудового законодательства в сфере охраны труда и федерального законодательства о муниципальной службе при прохождении муниципальными служащими диспансеризации.
В ходе проверки, прокуратурой района в деятельности Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области выявлены нарушения закона, что подтверждается актом проверки от 19.12.2023, составленного по результатам проверки страшим помощником прокурора Цимлянского района.
Из указанного акта проверки следует, что администрацией района не принято должных мер по прохождению диспансеризации муниципальных служащих в 2023 году.
Администрацией района не заключался в соответствие Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также – Федеральный закон № 44-ФЗ) договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением.
В нарушение п. 5, п. 6 Порядка график прохождения диспансеризации на 2023, 2024 год ответчиком не утверждался, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся, в нарушение п. 7 Порядка
В целях исполнения требований федерального законодательства Администрации Цимлянского городского поселения необходимо принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими администрации диспансеризации, а именно утвердить график прохождения диспансеризации, заключить договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением на основании Федерального закона № 44-ФЗ, направить в медицинское учреждение список указанных муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации.
Прокуратурой района в адрес Главы Администрации Цимлянского городского поселения направлялось представление от 27.12.2023 № об устранении нарушений трудового законодательства.
В ответе на представление прокурора от 19.12.2023 за исх. №, главы администрации городского поселения факт нарушения законодательства подтвержден, издано распоряжение от 19.12.20223 № 98 «Об утверждении графика прохождения диспансеризации муниципальными служащими Администрации Цимлянского городского поселения в 2024 году».
Учитывая, что в связи с неисполнением обязанности по организации прохождения диспансеризации муниципальных служащих нарушаются права и законные интересы работников муниципального образования, отсутствие финансирования само по себе не может служить причиной неисполнения требования Закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора района обоснованы, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, ответчик иск признал.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Цимлянского района Ростовской области к Администрации Цимлянского городского Ростовской области об обязании прохождения диспансеризации муниципальных служащих, - удовлетворить в полном объеме.
Возложить обязанность на Администрацию городского поселения Ростовской области (ИНН №, ОГРН №) утвердить график прохождения диспансеризации муниципальных служащих Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области, заключить договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направить в медицинское учреждение список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации.
Решение суда подлежит исполнению в течение года со дня его вступления в законную силу. Разъяснить, что в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.В. Стуров
Решение в окончательной форме изготовлено 6 февраля 2024 г.