Дело № 2-1924/2021
55RS0005-01-2021-002530-67
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2021 года г. Омск
Первомайский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи А.Н. Кустовой
при секретаре судебного заседания К.Ю. Тихоновой
при помощнике судьи Л.Р. Топоровой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции <адрес> <адрес> к КСП о возложении обязанности по обеспечению доступа в жилое помещение
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция <адрес> <адрес> обратилась в суд с требованием к КСП о предоставлении доступа для проведения обследования жилого помещения, указав, что в Государственную жилищную инспекцию <адрес> <адрес> поступило обращение по факту перепланировки жилого помещения – <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> в <адрес>, собственником которой является ответчик КСП
В соответствии с письмом Администрации ОАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственник указанной квартиры в администрацию округа за оформлением разрешительных документов для проведения переустройства (перепланировки) жилого помещения не обращался.
С целью обследования квартиры, государственным жилищным инспектором <адрес> <адрес> ИСА предпринимались попытки для обследования жилого помещения на предмет ее перепланировки (переустройства) с указанием места и времени планируемого обследования, однако доступ в квартиру предоставлен не был.
В соответствии с Положением о Госжилинспекции, утвержденным Указом Г. О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Госжилинспекция является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> <адрес>, осуществляющим полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда.
Просит обязать КСП предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции <адрес> <адрес> доступ для проведения обследования <адрес>А по <адрес> в <адрес>.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, выразил согласие на рассмотрение дела в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства (л.д. 105).
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, учитывая позицию истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценив, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. В соответствии с ч.4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Из положений статей 25 и 26 ЖК РФ следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно положениям частей 1, 2, 4 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции <адрес> <адрес>, утвержденным Указом Г. О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Госжилинспекция является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> <адрес>, осуществляющим полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что КСП с ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес>А по <адрес> в <адрес>, общей площадью 44 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75-98).
Собственник помещения в указанном доме ДД.ММ.ГГГГ обратился с обращением в ГЖИ <адрес> <адрес> по вопросу перепланировки в <адрес> (л.д. 5 оборот).
Из сообщения администрации ОАО <адрес> следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, собственник <адрес>А по <адрес> в <адрес>, в администрацию округа для оформления разрешительных документов для проведения переустройства и (или) перепланировки вышеуказанного помещения в многоквартирном доме, не обращался (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией <адрес> <адрес> в адрес ответчика направлено требование о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Госжилинспекцию О. <адрес> технического паспорта на указанную квартиру, распоряжение органа местного самоуправления о разрешении проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, акта ввода в эксплуатацию указанного помещения (при наличии). О предоставлении доступа должностным лицам Госжилинспекции <адрес> <адрес> в <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 14-00 час. до 17-30 час. для проведения проверки доводов, приведенных в обращении граждан от ДД.ММ.ГГГГ. При невозможности предоставления доступа в квартиру в установленный срок ответчику необходимо было обеспечить доступ в квартиру до ДД.ММ.ГГГГ в иной рабочий день в рабочее время Госжилинспекции <адрес> <адрес> (л.д. 11).
Ответчиком указанное требование выполнено не было, запрашиваемые документы в Госжилинспекцию <адрес> <адрес> не предоставлены.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией <адрес> <адрес> вынесено распоряжение № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении КСП с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес> на основании информации о фактах перепланировки в <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес> в <адрес>. Для реализации законных полномочий истца необходим доступ в помещение ответчика (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Госжилинспекции <адрес> <адрес> при выходе по адресу проживания ответчика был составлен акт № о невозможности проведения проверки в связи с отсутствием доступа в жилое помещение (л.д. 13).
Доказательств невозможности предоставления доступа в жилое помещение должностному лицу Госжилинспекции <адрес> <адрес> суду не представлено.
В силу положений п. 2 ч.5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют, в том числе право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Аналогичные положения предусмотрены подп. 2 п. 11 Положения о Государственной жилищной инспекции <адрес> <адрес> и подп. 2 пункта 1.5.2 Административного регламента проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, утвержденного Приказом Госжилинспекции <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Административного регламента, предметом государственной функции является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Таким образом, в рамках возложенных полномочий должностное лицо Государственной жилищной инспекции <адрес> <адрес> вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и <адрес>.
Поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнять возложенные на него функции по факту соблюдения ответчиком требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, суд находит исковые требования Государственной жилищной инспекции <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст. ст. 199, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать КСП предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции <адрес> <адрес> доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, кВ. 31.
Взыскать с КСП в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Н. Кустова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: