Дело № 2-1211/2011 Мотивированное решение составлено 28.10.2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2011года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Шутелевой Э.Н., рассмотрев гражданское дело по иску Шабалиной Н. Н. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шабалина Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что имеет 25-летний педагогический стаж, но ответчик отказывается назначать ей досрочную трудовую пенсию по старости, не включив в педстаж некоторые периоды ее работы по различным основаниям. Не соглашаясь с данным решением, истец просит обязать ответчика включить спорные периоды работы в педагогический стаж и обязать ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения.
Представитель ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте Рункова Л.А.иск не признала, представила письменное мнение по иску, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Радуга» г. Асбеста, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения истца, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой и обратился истец, закреплены в ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон).
Трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.З ст.1, п.2 ст.27 Закона при назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Кроме того, при решении вопроса о возможности досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Закона обязательны к применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Также применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, подлежащие применению на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.
Установлено и подтверждается материалами дела, что 02.06. 2011 года в ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте истцом были направлены документы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ.
Ответчиком в педагогический стаж истца было зачтено 15 лет 00 мес. 28 дн. Установлено, что ответчиком исключены из специального стажа истца периоды ее работы: *Дата* - *Дата* (3.01.10) - воспитатель в детском комбинате *Номер* Асбестовского кирпичного завода; *Дата* - *Дата* (06.01.18) - воспитатель санаторного отделения «Городская детская объединенная больница»; *Дата* - *Дата* (00.08.06) - воспитатель санаторного отделения МУЗ «Городская детская объединенная больница».
Указанные периоды исключены из стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, так как наименования учреждений не предусмотрены Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также, согласно ст.13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», учреждение должно иметь на 30.07.1992 г. статус юридического лица, а детский комбинат № 17 являлся структурным подразделением Асбестовского кирпичного завода, следовательно, статус юридического лица не имел. При применении п.13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, наименование такого структурного подразделения как «детский комбинат» не предусмотрено.
Суд не может согласиться с доводами ответчика.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, что может рассматриваться как гарантия равенства пенсионных прав работников детских воспитательных и образовательных учреждений независимо от наименования учреждения, статуса и ведомственной принадлежности.
Правительство РФ не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» « В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости... периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а так же направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).»
«педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество -государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации».
Досрочная трудовая пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не правового статуса учреждения или организации, в которой они осуществляют трудовую деятельность.
В пункте 1 «Устава детского сада», утвержденного Народным комиссариатом просвещения РСФСР 16.12.1944г., указано, что детский сад является государственным учреждением общественного воспитания детей.
Все детские сады, независимо от ведомственной принадлежности, регистрируются в ГОРОНО, где при регистрации им устанавливается порядковый номер детского сада, он приобретает права юридического лица (п.8).Детский сад независимо от ведомственной принадлежности проводит работу на основе «Устава детского сада»(п.2).
Согласно ст.6 Закона РСФСР «О народном образовании»от 02.08.1974г.и в соответствии с Основами законодательства СССР о народном образовании, в компетенцию высших органов государственного управления в области народного образования входит установление типов учебных заведений и других учреждений народного образования, утверждение положений (уставов)о них, порядок определения штатов.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21.05.1959г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений» было решено объединить два типа дошкольных учреждений : ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение (ясли-сад).Название «детский комбинат» в Постановлении отсутствует.
В приказе Министерства просвещения РСФСР от 31.12.1971 г. №103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» значатся наименования дошкольных учреждений - детский сад и ясли -сад.
Наименование дошкольных образовательных учреждений подтверждается и Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. №677, где указывается, что дошкольные образовательные учреждения делятся в соответствии с их направленностью на детские сады различных видов(общеразвивающего, компенсирующего и д.т ).
Следовательно, период работы истца с 24.08.1983 по 03.10.1986 (3.01.10) воспитателем в детском комбинате № 17 Асбестовского кирпичного завода следует включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Тот факт, что истец занималась именно педагогической деятельностью в спорные периоды ее работы, подтверждается записями в ее трудовой книжке, уточняющими справками, копией удостоверения об образовании, штатными расписаниями медицинского учреждения, где была предусмотрена должность воспитателя.
Независимо от наименования учреждения, должностные обязанности истца оставались неизменными, она работала на основании Закона РФ «Об образовании» по программе обучения детей дошкольного возраста.
К каждому ребенку, находящемуся в санатории, нужен был индивидуальный подход. Основные обязанности истца не отличались от обязанностей воспитателя детского сада.
Верховный Суд РФ в определении от 12.05.2006 г. по делу №46-В06-8 указал, что «положения ст. б (ч.2), ст. 15 (ч.4), ст. 17 (ч.1) ст. 18,19 и ст.55 (ч.1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».
Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18,19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды работы Шабалиной Н.Н. с *Дата* по *Дата* (06.01.18) воспитателем санаторного отделения «Городская детская объединенная больница»; с *Дата* по *Дата* (00.08.06) воспитателем санаторного отделения МУЗ «Городская детская объединенная больница» подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законах случаях и размерах.
Таким образом, все вышеуказанные спорные периоды истец занималась педагогической деятельностью
На основании изложенного, у истца имеется необходимый 25-летний педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Соответственно, ей может быть назначена вышеуказанная пенсия со дня обращения за ней.
Уплаченную при подаче иска госпошлину истец не просит взыскать с ответчика, а расходы в сумме <данные изъяты> руб., связанные с составлением искового заявления, которые подтверждаются подлинной квитанцией, истец просит взыскать с ответчика. Данное ходатайство истца, в соответствии со ст. 94 ГПК РФ, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды работы Шабалиной Н. Н. :
*Дата* - *Дата* (3.01.10) - воспитатель в детском комбинате *Номер* Асбестовского кирпичного завода; *Дата* - *Дата* (06.01.18) - воспитатель санаторного отделения «Городская детская объединенная больница»; *Дата* - *Дата* (00.08.06) - воспитатель санаторного отделения МУЗ «Городская детская объединенная больница».
Признать за Шабалиной Н. Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с *Дата*
Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте назначить Шабалиной Н. Н. досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*
Взыскать с ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте в пользу Шабалиной Н. Н. в возмещение расходов по составлению искового заявления <данные изъяты>) руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Чечулина Л.В.