Судья Кривоносова Л.М. дело № 12-121/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 03 апреля 2023 года
Судья Самарского областного суда Давыдова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Средневолжский станкостроительный завод» Корнилова А.А., на постановление Железнодорожного районного суда города Самары от 22 февраля 2023 года, которым
открытое акционерное общество «Средневолжский станкостроительный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения п. Стрижи», рег. № А53-00831-0006, III класс опасности, расположенном по адресу: Самарская область, Красноярский район, село Малая Царевщина, поселок Стрижи, сроком на 30 суток,
установила:
01.12.2022 главным государственным инспектором Самарского регионального отдела по газовому надзору, надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Турдакиным А.Б. составлен протокол об административном правонарушении № 301/919-512-232-Ю, которым открытому акционерному обществу «Средневолжский станкостроительный завод» (далее – ООО «ССЗ» или Общество) вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 12-16).
Определением от 01.12.2022 указанный протокол с материалами дела передан в Красноярский районный суд Самарской области для рассмотрения по существу (т. 1, л.д. 5-8).
Определением Красноярского районного суда Самарской области от 26.12.2022, вышеуказанный протокол и материалы дела направлены по подведомственности в Железнодорожный районный суд г. Самары для рассмотрения по существу (т. 1, л.д. 86-89).
22 февраля 2023 года судьей Железнодорожного районного суда г. Самары вынесено вышеуказанное постановление (т. 1, л.д. 228-238).
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, директор Общества Корнилов А.А., просит постановление суда первой инстанции отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что ОАО «ССЗ» является организацией эксплуатирующей опасный производственный объект, 01.11.2022 заявитель жалобы продал данный объект Соловчуку А.В. (т. 2 л.д. 4-7).
В судебном заседании защитник ОАО «ССЗ» Кочетков И. Н. поддержал доводы жалобы.
Консультант отдела правовой работы Управления Ростехнадзора по Самарской области Ушакова Е.А. возражала против удовлетворения жалобы, полагая постановление суда первой инстанции законным и обоснованным, пояснила, что до настоящего времени регистрация иного собственника ОПО, в установленном законом порядке, не произведена.
Проверив представленные материалы дела, выслушав участников судебного заседания, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасного производственного объекта (далее по тексту – ОПО) и направленные на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, регулируются Федеральный законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Положения ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий.
В силу статьи 3 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Как следует из статьи 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.
В силу части 1 статьи 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; (организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая ОПО обязана обеспечивать планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах 1, 2 и 3 классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, которое осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531, устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления.
Требования Правил распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
Эксплуатация, включая ремонт и техническое перевооружение, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 и Правил.
Действия ФНП № 531 распространяется на опасные производственные объекты сетей газораспределения и газопотребления, газотурбинных установок и парогазовых установок.
Пунктом 6 ФНП № 531 установлено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта до ликвидации), порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать порядную организацию.
Из материалов дела следует, что в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило обращение вх. №301/34478 от 07.11.2022 (т.1 л.д. 54-55), перенаправленное в адрес Управления Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по вопросу утечек на газопроводе, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, село Малая Царевщина, поселок Стрижи, от которого осуществляется газоснабжение коттеджного поселка Стрижи.
В соответствии с решением № Р-301-919-рш от 15.11.2022 (т. 1 л.д. 18-20) и.о. руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Пономарева В.Н., учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий № 63220111000004179676 от 15.11.2022 и решением Прокуратуры Самарской области о согласовании проверки по обращению вх. № 301/34478 от 07.11.2022 проведена выездная проверка в отношении ОАО «Средневолжский станкостроительный завод», занимающегося эксплуатацией опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения п.Стрижи», рег. № А53-00831-0006, III класс опасности, дата регистрации 28.04.2022г.
В ходе проведения внеплановой проверки фактов, изложенных в обращении 22.11.2022 в 16:00 выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, допущенные юридическим лицом ОАО «Средневолжский станкостроительный завод», а именно:
Эксплуатирующей организацией не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии, а именно: обнаружена утечка газа в сварном шве надземного газопровода среднего давления у д. № 50 по ул. Вишневой п. Стрижи; обнаружена утечка газа внутри шкафного газорегуляторного пункта № 10 и № 19 по адресу: ул. Вишневая, технический проезд по нечетной стороне; обнаружена утечка газа в резьбовом соединении перед ШГРП 9,12, 21, 23 на газопроводе среднего давления по адресу: ул. Вишневая, технический проезд по нечетной стороне; обнаружена утечка газа в сальниковом уплотнении задвижки возле ШГРП 18 (газопровод среднего давления) ул.Вишневая, технический проезд по нечетной стороне, чем нарушена часть 1 статьи 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», пункт 70 (а) Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870.
Эксплуатирующей организацией не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии, а именно: нарушено антикоррозионное покрытие газопроводов высокого давления перед ШГРП №1, газопроводов среднего давления в п.Стрижи, чем нарушена часть 1 статьи 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», пункт 70 (е) Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870.
Эксплуатирующей организацией не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии, а именно: обнаружена деформация газопровода среднего давления по ул. Вишневая д. 30, чем нарушена часть 1 статьи 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», пункт 70 (в) Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870.
Эксплуатирующей организацией не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии, а именно: газопровод среднего давления по техническому проезду №2 п. Стрижи зарос древесно-кустарниковой растительностью, чем нарушен пункт 15, 25 (г) «Правила охраны газораспределительных сетей», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878.
Эксплуатирующей организацией не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии, а именно: газопровод среднего давления в п.Стрижи используется для крепления электропроводов, чем нарушена частью 1 статьи 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», пункт 80 (в) Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870.
Не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения п. Стрижи», чем нарушена часть 1 статьи 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531.
Не представлен договор со специализированной организацией для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газоснабжения, чем нарушена часть 1 статьи 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531.
Не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производством объекте «Сеть газоснабжения п. Стрижи», согласованный руководителем профессиональной аварийно-спасательной службой или профессионального аварийно-спасательного формирования, с которым заключен договор на обслуживание объектов, чем нарушена часть 2 статьи 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Не представлен договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения п. стрижи», чем нарушена часть 1 статьи 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Указанные выше нарушения, явились основанием для составления в отношении ОАО «ССЗ» протокола об административном правонарушении (т. 1, л.д. 12-16).
Фактические обстоятельства и виновность Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается совокупностью доказательств.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Обоснованность привлечения Общества к административной ответственности сомнений не вызывает. Сроки привлечения к административной ответственности соблюдены. Обстоятельств, исключающих административную ответственность, не установлено.
Вопреки доводам жалобы ОАО «Средневолжский станкостроительный завод» является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебной инстанцией при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание, назначено Обществу в соответствии с санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление Железнодорожного районного суда города Самары от 22 февраля 2023 года, которым открытое акционерное общество «Средневолжский станкостроительный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения п. Стрижи», рег. № А53-00831-0006, III класс опасности, расположенном по адресу: Самарская область, Красноярский район, село Малая Царевщина, поселок Стрижи, сроком на 30 суток – оставить без изменения, жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Средневолжский станкостроительный завод» Корнилова А.А. - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда С.Е. Давыдова