50RS0039-01-2024-002854-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 г г.Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Федюкиной О.В.,
при секретаре Дядиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2784/2024 по иску Овтиной И. Ю. к Администрации Раменского городского округа Московской области, МБУ «Содержание и благоустройство» Раменского городского округа Московской области об обязании перенести контейнерную площадку,
УСТАНОВИЛ:
Истец Овтина И.Ю. обратилась с иском, который был уточнен, к Администрации Раменского городского округа Московской области, МБУ «Содержание и благоустройство» Раменского городского округа Московской области, которым просит перенести контейнерную площадку по сбору и накоплению ТКО, расположенную около жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями по размещению таких площадок, взыскать с ответчиков судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование иска истица указала, что является собственником жилого дома <номер> с кадастровым номером <номер> и земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенные по адресу: <адрес>. Непосредственно вблизи границы дома и земельного участка располагается контейнерная площадка для накопления и вывоза ТКО. Согласно заключения кадастрового инженера ООО «Топографъ» от <дата> минимальное расстояние от угла здания с кадастровым номером <номер> до металлического ограждения площадки накопления твердых коммунальных отходов составляет 13.97 м. Также ограждение площадки накопления ТКО частично расположено в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, сведения о котором содержатся в ЕГРН.В данном случае, Администрацией Раменского городского округа Московской области не выполняется обязанность по созданию и надлежащему содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, также игнорируется обязанность как публично-правового образования по защите прав, свобод и законных интересов граждан РФ.Нарушаются права собственника на пользование своим имуществом, право благоприятную окружающую среду.Вследствие неаккуратного складирования мусора, в т.ч. строительного, нанесен вред забору, ограждающему земельный участок - появились вмятины, царапины, загибы. Соответственно, забор нуждается в починке, покраске.Помимо этого, мусор складируется не только на контейнерную площадку, не в специальные контейнеры, а за них, рядом с ними, вплотную к забору земельного участка. Так же, изрядное количество мусора попадает и на сам земельный участок, загрязняет его. Причем, на земельный участок попадают резиновые покрышки, доски, бой кирпича, пластиковые канистры, бутылки. По сути, накопление мусора происходит за пределами определенной контейнерной площадки.Также, региональный оператор по вывозу мусора в Московской области - ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» систематически нарушает график вывоза мусора. Мусор неприятно пахнет, загрязняет воздух и почву.Кроме того, мусор, разбрасываемый недобросовестными жителями <адрес> накапливается непосредственно у ворот, ведущих на земельный участок, что затрудняет, а в большинстве случаев делает невозможным проезд и проход на земельный участок, что нарушает право собственности, а именно на владение и пользование земельным участком и домом. Мусор приходится оттаскивать собственнику, хотя для этого существует региональный оператор ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск». Попытка урегулировать данный вопрос с администрацией г.о. Раменское в досудебном порядке путем написания обращения от <дата>. положительного результата не дала, что и явилось основанием для обращения в суд с заявленными выше требованиями.В своем ответе от <дата>. представители администрации ссылаются на то, что в <дата>. совместно с жителями <адрес> было утверждено место под контейнерную площадку, обустройство площадки проведено в <дата>., участок не был огорожен, был вновь образован. Однако, с данными доводами согласиться нельзя. Фактически, земельный участок был образован в <дата>., постановлением Главы сельского поселения <...> от <дата>. <номер> земельному участку <номер> был присвоен адрес. <адрес> Участок использовался, имел свои границы, в <дата>. решением Раменского городского суда Московской области от <дата>. по делу №2-7271/19 было признано право собственности за лицом, которому участок был передан в пользование в <дата>.Предыдущие собственники участка также неоднократно обращались с жалобами в администрацию г.о. Раменское, прокуратуру, на портал «Добродел» с целью переноса контейнерной площадки, однако, под надуманными предлогами им также отказывали.
В судебном заседании истец Овтина И.Ю. и представитель Пушкарев В.В., действующий в интересах истца в порядке ст. 53 ГПК РФ просили удовлетворить заявленные требования.
Ответчик Администрация Раменского городского округа Московской области – представитель не явился, представлены письменные возражения, извещены в надлежащем порядке.
Ответчик МБУ «Содержание и благоустройство» Раменского городского округа Московской области – представитель не явился, возражений по иску не представлено, извещены в надлежащем порядке.
Третье лицо МКУ Раменского городского округа «Территориальное управление «Софьинское» - не явилось, извещено, представлено письменное мнение.
Третье лицо ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» не явилось, извещено, представлено письменное мнение.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков и третьих лиц.
Суд, заслушав истца, его представителя, исследовав материалы настоящего дела, материалы приобщенного гражданского дела № 2-897/2023 г, находит исковые требования к Администрации Раменского городского округа Московской области подлежащими удовлетворению, в удовлетворении требований к МБУ «Содержание и благоустройство» Раменского городского округа Московской области следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно положениям которой, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее – Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правила обустройства мест накопления ТКО, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016г. №984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО Московской области» в Раменском городском округе Постановлением Главы Раменского городского округа от 02.12.2019г. № 1114 была утверждена актуализированная Генеральная схема санитарной очистки территории Раменского городского округа (муниципального района) Московской области, в соответствии с которой были созданы места (площадки) накопления ТКО.
Из правового анализа изложенных выше норм права, суд приходит к выводу, что именно Администрация Раменского городского округа Московской области является надлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении требований Овтиной И.Ю. к МБУ «Содержание и благоустройство» Раменского городского округа Московской области следует отказать.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями Овтина И.Ю. указывает, что расположение контейнерной площадки, предназначенных для сбора ТКО, расположенной в д. Друниха Раменского городского округа Московской области нарушает ее права и интересы, так как контейнерная площадка находится на расстоянии менее 20 метров от ее дома, то есть с нарушением требований п. 4 СанПин 2.1.3684-21.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Из приведенной нормы следует, что площадки для установки контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м, но не более 100м от жилых домов.
При этом, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> на основании приказа совхоза «Пламя» от <дата> был выделен правопредшественнику Овтиной И.Ю. ФИО1 Заочным решением Раменского городского суда Московской области от <дата> по гражданскому делу <номер> г за ФИО1 было признано право собственности на указанный земельный участок, кадастровый номер земельному участку был присвоен <дата> На земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером <номер>.
Для проверки доводов истца по делу проведена судебная экспертиза. Согласно выводам эксперта фактическое наименьшее расстояние от площадки для сбора ТКО до жилого дома с кадастровым номером <номер> площадью 89.1 кв.м. составляет 13.51 м, что меньше рекомендованного. Площадка и фрагмент металлического ограждения пересекает границу участка с кадастровым номером <номер>. Площадь наложения составляет 3 кв.м. Контейнерная площадка установлена с нарушением границ земельного участка с кадастровым номером <номер>. И нарушений рекомендаций СанПиН 2.1.3684-21 и Письма Минприроды России от 26.10.2020 г с Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов. Кроме того, контейнерная площадки располагается в охранной зоне газопровода низкого давления.
Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает необходимыми познаниями для проведения такого рода судебных экспертиз. Ответчиком Администрацией Раменского городского округа Московской области в нарушение ч.1 ст. 56 ГПК РФ представленное заключение не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушение норм действующего законодательства в части расположения контейнерной площадки на расстоянии менее 20 метров от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> имеется.
В связи с этим, следует обязать Администрацию Раменского городского округа Московской области в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу произвести демонтаж и перенести контейнерную площадку по сбору и накоплению ТКО, расположенную около дома по адресу: <адрес> а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2-018 г № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», но не менее 20 метров от жилого дома с кадастровым номером <номер> расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>.
В связи с удовлетворением заявленных требований Овтиной И.Ю. к Администрации Раменского городского округа Московской области на основании ст. 98 ГПК РФ следует взыскать с указанного ответчика, понесенные истцом расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Овтиной И. Ю. к Администрации Раменского городского округа Московской области - удовлетворить.
Обязать Администрацию Раменского городского округа Московской области (<...>) в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу произвести демонтаж и перенести контейнерную площадку по сбору и накоплению ТКО, расположенную около дома по адресу: <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2-018 г № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», но не менее 20 метров от жилого дома с кадастровым номером <номер>, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>.
В удовлетворении исковых требований Овтиной И. Ю. к МБУ «Содержание и благоустройство» Раменского городского округа Московской области - отказать.
Взыскать с Администрации Раменского городского округа Московской области (<...>) в пользу Овтиной И. Ю. расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области, путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 05.08.2024