Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-86/2024 от 08.05.2024

Судья Нуриева А.В.

№21-86/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

30 мая 2024 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 09 ноября 2023 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

в соответствии с постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 09 ноября 2023 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, ООО «Соломенский лесозавод» было признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, и с учетом применения положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник Наумов А.И. просит отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава инкриминируемого деяния, мотивируя свои доводы неполнотой установления подлежащих выяснению обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии виновности лесопользователя в совершении рассматриваемого правонарушения, и недопустимостью имеющихся в материалах настоящего дела доказательств по приведенным в жалобе мотивам.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет административную ответственность, предусмотренную ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

В силу п.3 ч.1 ст.53.2 Лесного кодекса РФ мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя организацию патрулирования лесов.

Пунктом 29 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), предусмотрено, что заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Исходя из требований п.31 Правил пожарной безопасности в лесах, складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 19.04.2023 №739 (в редакции приказа от 30.04.2023 №830) на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия с 10 мая 2023 г. установлено начало пожароопасного сезона.

В соответствии с распоряжениями Правительства Республики Карелия от 12.05.2023 №448р-П (в редакции распоряжения от 19.05.2023 №472р-П) и от 20.07.2023 №719р-П на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия с 20 мая по 19 июля 2023 г. действовал особый противопожарный режим.

Как следует из материалов дела, ООО «Соломенский лесозавод» на основании заключенного с Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия) договора аренды от 26 июня 2017 г. является арендатором лесного участка общей площадью 49 221,2 га, расположенного в Медвежьегорском участковом лесничестве, в том числе на территории Кумсинского участкового лесничества.

При осуществлении 12 июля 2023 г. уполномоченными должностными лицами патрулирования лесов на территории Кумсинского участкового лесничества по маршруту №2а на основании соответствующего задания начальника ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» от 12 июля 2023 г. №27/02 установлены факты нарушения ООО «Соломенский лесозавод» требований пп.29, 31 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившихся в складировании в условиях особого противопожарного режима в квартале 51 выделе 35 Кумсинского участкового лесничества древесины в штабель, который находится на лесопогрузочной площадке в делянке без опашки минерализованной противопожарной полосой шириной не менее 1,4 м, и несоблюдении установленного расстояния от стены леса.

В связи с выявленными нарушениями, которые были зафиксированы в акте патрулирования лесов №27/02 от 12 июля 2023 г., сотрудником ОМВД России по Медвежьегорскому району 19 сентября 2023 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 09 ноября 2023 г., оставленным по результатам судебного пересмотра без изменения, арендатор лесного участка признан виновным в совершении вменяемого противоправного деяния.

При этом из объема предъявленного обвинения судьей обоснованно исключено нарушение требований п.31 Правил пожарной безопасности в лесах (в части несоблюдения при складировании древесины расстояния от прилегающего леса) в связи с отсутствием сведений о проведении замеров такого расстояния в акте патрулирования, протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ.

Вопреки изложенным в жалобе аргументам в рассматриваемом случае должностное лицо и судья, подвергнув анализу обстоятельства, подлежащие выяснению по настоящему делу, оценив их в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ применительно к заложенной в ч.3 ст.8.32 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на ООО «Соломенский лесозавод» обязанностям и сфере специального нормативного регулирования, пришли к правильным выводам о наличии достаточных оснований для привлечения лесопользователя к административной ответственности.

Обнаруженное нарушение п.31 Правил пожарной безопасности в лесах на арендованном ООО «Соломенский лесозавод» лесном участке, что выразилось в складировании заготовленной древесины в условиях особого противопожарного режима при отсутствии минерализованной полосы, образует объективную сторону состава инкриминируемого деяния.

Доводы автора жалобы о неизвестности источника происхождения древесины, размещенной на арендованном лесном участке, основанием для освобождения от административной ответственности служить не могут, так как согласно условиям договора аренды (III раздел) арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, соответственно осуществлять в этих целях должный контроль и осмотр переданной ему территории.

Собранным по делу доказательствами дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности содеянного.

В протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица и судебном акте содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ст.ст.28.2, 29.10 КоАП РФ, отражена квалификация инкриминируемого деяния, приведены обстоятельства, установленные при разрешении дела, и исследованные доказательства.

Ссылка на недоказанность места совершения правонарушения ввиду отсутствия соответствующих координат и таксационных привязок к месту складирования древесины о порочности акта патрулирования лесов и протокола об административном правонарушении не свидетельствует, так как в указанных документах сведения о конкретном месте выявления противоправного поведения отражены (л.д.52, 62).

Несогласие с составленным уполномоченным должностным лицом протоколом об административном правонарушении при доказанности изложенных в нем обстоятельств основанием для отмены обжалуемых актов служить не может.

Поскольку в рассматриваемой ситуации патрулирование лесов в рамках лесной охраны проведено с учетом Порядка осуществления лесной охраны, утвержденного приказом Минприроды России от 15.12.2021 №955, доводы жалобы о недопустимости полученных доказательств в связи с несоблюдением запрета на проведение контрольно-надзорных мероприятий, установленного п.3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336, состоятельными также признать нельзя.

Таким образом, в данном случае в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все необходимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

На основании изложенного постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
с учетом исключения из него одного эпизода предъявленного обвинения и решение судьи Петрозаводского городского суда РК подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
от 09 ноября 2023 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (адрес: 190195,г.Санкт-Петербург,ул.Садовая,д.26).

Судья Н.А.Колбасова

21-86/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Соломенский лесозавод"
Другие
Наумов Андрей Иванович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

ст.8.32 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
13.05.2024Материалы переданы в производство судье
30.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Дело оформлено
04.06.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее