Дело № 2 –1926/2022
59RS0011-01-2022-002431-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Березники 05 июля 2022 года
Березниковский городской суд Пермского края
под председательством судьи Баранова Г.А.,
при секретаре Плотниковой К.В.,
с участием истца – Шеиной Ю.В.,
представителя ответчика – Калмыковой Е.Г.,
третьего лица – Шеина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники гражданское дело по иску Шеиной ЮВ к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Шеина Ю.В. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники с требованиями об обязании предоставить земельный участок.
В обоснование исковых требований указала, что, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратилась в адрес ответчика с заявлением о постановке на учет как многодетной семьи в целях предоставления земельного участка на основании положений Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК. В постановке на учет истцу было отказано в связи с наличием у супруга Шеиной Ю.В. – Шеина В.С. земельного участка в собственности.
Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку ее семья соответствует всем условиям, предусмотренным Законом Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК, в собственности супруга имеется не земельный участок, а доля в нем и жилом доме.
Просила суд обязать Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники выделить земельный участок многодетной семье Шеиной Ю.В.
Истец Шеина Ю.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники обязанность поставить на учет многодетную семью Шеиной Ю.В. в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Представитель ответчика – Калмыкова Е.Г. в судебном заседании возражала относительно исковых требований, просила в их удовлетворении отказать, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Третье лицо – Шеин В.С. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласился, просил их удовлетворить.
3-е лицо – ..... ФИО8, привлеченная судом к участию в деле на основании ст.33 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, от нее принята телефонограмма, согласно которой дело просила рассмотреть в ее отсутствие, указала, что с исковыми требованиями согласна.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспоренных прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п.6 ст. 39.5 ЗК РФ).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, а, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4-П, от 15 декабря 2011 года № 28-П, от 6 декабря 2012 года № 31-П и др.).
Правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, являющееся предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе конкретных мер социальной защиты и поддержки семей, имеющих детей, определении условий и порядка их предоставления. Вместе с тем он связан требованиями Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства и соразмерности, выступающие конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
При этом Конституция Российской Федерации, в том числе ее статьи 17 (часть 3), 19 и 55 (часть 3), допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании. Соответственно, при установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе применять дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года № 28-П).
Согласно ч 1 ст. 1 Закона Пермского края от 01 декабря 2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно и без торгов и предварительного согласования места размещения объекта для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
В силу статьи 3 указанного Закона одним из условий предоставления многодетной семье земельных участков является отсутствие у членов многодетной семьи на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо наличие у членов многодетной семьи на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования земельного участка (земельных участков), расположенного на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02 сентября 2003 года № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков», согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Березники от 13.08.2021 № 01-02-1044 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Березники» Пермского края» (далее – Правила).
Согласно ст.5 Правил (Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (для территории города Усолье) (Ж5)), минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства – 500 кв.м.
Таким образом, в качестве единого критерия, лежащего в основе определения круга многодетных семей, подлежащих обеспечению земельными участками на бесплатной основе, законом Пермского края с целью поощрения индивидуального жилищного строительства и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище, определено наличие либо отсутствия в собственности членов многодетной семьи земельного участка (участков), позволяющего вести индивидуальное жилищное строительство.
Из анализа ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ следует, что истец должен представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены и что используемый им способ защиты влечет пресечение нарушения и восстановление права.
Установлено, что Шеина Ю.В. и Шеин В.С. состоят в зарегистрированном браке (л.д.40), имеют совместных детей – ФИО4, ..... г.р. (л.д. 41), ФИО5, ..... г.р. (л.д.51), у ФИО1 также имеется дочь – ФИО8, ..... г.р. (л.д.29), семья ФИО1 состоит на учете в качестве многодетной (л.д.33-34), среднедушевой доход семьи в момент обращения превысил величину прожиточного минимума, установленного в среднем по Пермскому краю на душу населения, не более, чем на 10 % (л.д.18).
Также установлено, что в собственности Шеиной Ю.В. и членов ее семьи имеется имущество, а именно:
- в собственности Шеиной Ю.В., Шеина В.С., ФИО4, ФИО8 на праве общедолевой собственности (по ? доли у каждого): жилое помещение, состоящее из одной комнаты, площадью 12,4 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: ..... (л.д.25-28). В настоящее время в отношении данного жилого помещения заключен договор купли-продажи от ....., переход права собственности на день вынесения решения суда не зарегистрирован;
- в собственности ФИО8: 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение – четырехкомнатной квартиры, общей площадью 58,5 кв.м., расположенной по адресу: ..... (л.д.22-24);
- в собственности ФИО7: 1/8 доли в праве собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: ....., к.н. №, площадью 75,8 кв.м. (л.д.48-50);
- в собственности ФИО7: 1/8 доли в праве собственности на земельный участок, площадью 1160 кв.м., к.н. №, расположенный по адресу: ..... (л.д.69)
Шеина Ю.В. обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники с заявлением о постановке на учет как многодетной семьи в целях предоставления земельного участка на основании положений Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК (л.д.63-64).
Письмом № 18-01-9/1230 Управление имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники отказало Шеиной Ю.В. в постановке на учет на основании пп. «г» п. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК, указав, что, поскольку Шеину В.С. на праве собственности принадлежит доля в земельном участке, установление нуждаемости многодетной семьи в земле подлежит с учетом площади указанного земельного участка. Следовательно, размер земельного участка Шеина В.С. больше минимально установленных параметров (л.д.15-16). Аналогичное мнение изложено в письменном отзыве ответчика.
Суд не может согласиться с правовой позицией ответчика по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Доля в праве собственности на земельный участок, принадлежащая Шеину В.С., такой индивидуально определенной вещью, с наличием которой в собственности краевой законодатель связывает невозможность предоставления земельного участка многодетной семье в порядке Закона Пермского края от 01 декабря 2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», не является, в силу положений статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации выдел в натуре доли истца, с учетом установленной предельной минимальной площадью земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 500 кв.м., не допустим, площадь, приходящаяся на долю истца в земельном участке с кадастровым номером 59:37:0620302:28, меньше минимального размера, установленного для данного вида использования.
Следовательно, Шеина Ю.В. правомерно обратилась к ответчику с заявлением о постановке на соответствующий учет для предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела, на иное основание, чем несоответствие семьи Шеиной Ю.В. требованиям пп. «г» п. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК, при отказе в постановке на учет, ответчик не ссылался.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования, возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники обязанность поставить на учет многодетную семью Шеиной ЮВ в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
На основании ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д.5)
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники обязанность поставить на учет многодетную семью Шеиной ЮВ в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Взыскать с Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники в пользу Шеиной ЮВ расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (05.07.2022).
Судья Г.А.Баранов