79RS0002-01-2023-002492-63
Дело № 2-1924/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Шелепановой И. Г.,
при секретаре Чернышовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокуратуры города Биробиджана, действующей в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Театр кукол «Кудесник», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО об обязании совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура г. Биробиджана, действующая в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к МБУ «Театр кукол «Кудесник» об обязании совершить определенные действия. Указав в иске, что прокуратурой города Биробиджана проанализировано состояние законности в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных учреждениях. Согласно информации ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ЕАО», в нарушение пп. «з» п. 25 Требований № 176 и п. 4.9. рекомендаций ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии но оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов, находящихся в сфере деятельности Министерства культуры Российской Федерации 2020 года, объект системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (СОУЭ) не оборудован. Согласно информации ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ЕАО», в нарушение пп. «з» п. 25 Требований № 176 и п. 4.9. рекомендаций ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии но оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов, находящихся в сфере деятельности Министерства культуры Российской Федерации 2020 года, объект системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (СОУЭ) не оборудован. Указанное создает угрозу безопасному пребыванию несовершеннолетних и работников учреждения в случае возникновения террористического акта. Просит суд обязать МБУ «Театр кукол «Кудесник» в срок до 31.12.2023: установить ограждение объекта, расположенного по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, пер. Швейный, д. 6 Б; оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, пер. Швейный, д. 6 Б, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Определением от 25.07.2023 привлечен к участию в деле в качестве соответчика – мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.
В судебном заседании помощник прокурора Драгунов А. Г., поддержал увеличенные исковые требования: просит суд обязать МБУ «Театр кукол «Кудесник» оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, пер. Швейный, д. 6 Б, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок до 01.06.2024; исполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, пер. Швейный, д. 6 Б посредством установления ограждения периметра данного объекта в срок до 31.12.2024; при недостаточности у МБУ «Театр кукол «Кудесник» денежных средств выделенных на финансирование деятельности учреждения, обязать мэрию города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО в срок до 01.03.2024 выделить денежные средства на указанные цели. Доводы иска поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Театр кукол «Кудесник» Васильева С. В. исковые требования признала частично, суду пояснила, что она не возражает по требованиям об установке системы оповещения, но считает, что нет обязательных норм для установления ограждения. По срокам исполнения не возражает.
В судебное заседание представитель ответчика мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО, Емельянчикова Е. Н., действующая на основании доверенности, не явилась, предоставила заявления о рассмотрения дела без их участия, в котором также указала, что в части требований по установке системы оповещения не возражают, в части требований по установке забора возражают.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования), в которых установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно пункту 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (пункт 7 Требований).
В соответствии с положениями пункта 11 Требований в ходе своей работы комиссия: проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы; определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения; определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
Результаты работы комиссии в силу требований пункта 18 Требований оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Согласно пункту 19 Требований в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Таким образом, необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры в зависимости от присваиваемой категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий определяются в паспорте безопасности объекта (территории).
Пунктом 20 Требований определено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях); д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством мероприятий, приведенных в пункте 21 Требований, к которым, в том числе, относятся: организация охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами (подпункт "б"); организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования (подпункт "в").
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, а также пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) обеспечивается путем организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) (подпункт "б" пункта 22 и подпункт "а" пункта 23 Требований).
В силу подпункта "в" пункта 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях).
Согласно, информации ФКУ«НИЦ «Охрана» Росгвардии и паспорту безопасности МБУ «Театр кукол «Кудесник», утвержденному 26 июня 2023 года, данному учреждению присвоена 2 категория по степени потенциальной опасности, предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности объект культуры не соответствует, в связи, с чем в срок до 1 июля 2024 года рекомендовано: оборудовать объект (территорию) системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п. «а» п. 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 г. № 176 и п. 4.9 рекомендаций ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии, установить ограждение объекта в соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Требований.
Таким образом, учитывая, что в отношении МБУ «Театр кукол «Кудесник» разработан и согласован паспорт безопасности объекта (территорий) в сфере культуры и в них содержатся выводы о несоответствии указанного объекта требованиям антитеррористической защищенности, а также рекомендации по проведению в связи с этим необходимых мероприятий, в том числе, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, установление ограждения, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.
Из Устава муниципального бюджетного учреждения «Театр кукол «Кудесник» следует, что оно является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества является мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется, в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у МБУ произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Сроки, указанные прокурором, для исполнения являются разумными. Обоснованность увеличения срока исполнения стороной ответчиков не представлено.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░, ░. 6 ░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01.06.2024 ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░: ░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░, ░. 6 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024 ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░░░░" ░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.03.2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░