Дело № 2-821/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 декабря 2022 года г. Красноперекопск
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Савченко А.С.,
при секретаре - Храпон Ю.А.,
с участием:
представителя истца – прокурора - ФИО5,
представителя ответчиков - ФИО9,
представителя третьего лица комиссии по рассмотрению жилищных вопросов администрации города ФИО2 - ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудипротоколирования гражданское дело по исковому заявлению Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО6 в интересах ФИО1 к Администрации города ФИО2 Республики ФИО2, главе администрации города ФИО2 Республики ФИО2 ФИО7 о признании решения незаконным и обязать совершить определенные действия, третьи лица комиссия по рассмотрению жилищных вопросов администрации города ФИО2 Республики ФИО2, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО2 и УТсЗН города ФИО2 Республики ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Красноперекопский межрайонный прокурор ФИО6 в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к ответчику к администрации города ФИО2 Республики ФИО2 о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия.
Свои требования истец мотивирует тем, что Красноперекопской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению в мае 2022г. ФИО1, в ходе которой было установлено, что постановлением администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от 26.07.2016г. № утвержден административный регламент «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в улучшении жилищных условий». Комиссией по рассмотрению жилищных вопросов администрации города ФИО2 Республики ФИО2 21.04.2022г. было рассмотрено заявление ФИО1, 1973 г.р., инвалида 2-ой группы о включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2. В соответствии с протоколом № от 21.04.2022г. на заседании указанной комиссии установлено, ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ФИО2, г.ФИО2, <адрес>. По итогу заседания принято решение об отказе ФИО1 в постановке на учет со ссылкой на п.1 п.п.2 ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации города ФИО2 Республики ФИО2 27.04.2022г. № ФИО1 было отказано во включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1 п.п.2 ст. 54 ЖК РФ. Истец указывает, что как в протоколе комиссии от 21.04.2022г., постановлении администрации от 27.04.2022г. №, так и в ответе администрации от 26.04.2022г., направленном ФИО1, в полном объеме не отражена информация об основаниях отказа в постановке на учет, не конкретизирован перечень документов, необходимых для предоставления заявителем, что является нарушением положений ст.1, ч5 ст.52, ч.2 ст. 54 ЖК РФ, ст5, ч.1 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По результатом проведенной проверки прокуратурой в адрес главы администрации города ФИО2 Республики ФИО2 внесено представление об устранении нарушений указанного законодательства, которое рассмотрено, удовлетворено, нарушения приняты к сведению. В связи с указанным, администрацией города ФИО2 Республики ФИО2 было отказано ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (от 02.06.202г., 02.09.2022г.), представляемому по договору социального найма.
В связи с чем, прокурор в интересах ФИО1 был вынужден обратится в суд с данным иском и просит суд признать отказ администрации города ФИО2 Республики ФИО2 в постановке на учет в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обязать администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 включить в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Определением Красноперекопского районного суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГг. в качестве соответчика был привлечен к участию в рассмотрении данного дела глава администрации города ФИО2 Республики ФИО2 ФИО8
Определением Красноперекопского районного суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в рассмотрении данного дела были привлечены комиссия по рассмотрению жилищных вопросов администрации города ФИО2 Республики ФИО2, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО2 и УТ и СЗН города ФИО2 Республики ФИО2.
Определением Красноперекопского районного суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГг. было решено перейти к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец в судебное заседание не явился, извещена.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации города ФИО2 Республики ФИО2 и главы администрации города ФИО2 Республики ФИО2, ФИО9, действующая на основании доверенности в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями истца не согласилась в полном объеме и просила отказать, предоставила письменный отзыв по делу, который поддержала полностью в судебном заседании.
Представитель комиссия по рассмотрению жилищных вопросов администрации города ФИО2 Республики ФИО2 в судебном заседании ФИО10 возражала об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО2 в судебное заседание не явился, извещены. Просили рассмотреть дело без их участия, о чем предоставили письменные пояснения.
Представитель УТсЗН города ФИО2 Республики ФИО2 в судебное заседание не явился, извещены. Просили рассмотреть дело без их участия, о чем предоставили заявление.
Заслушав прокурора, представителя ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым заявленные требования истца удовлетворить частично, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, судебное решение должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
В силу закона, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено, истец по делу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, гражданка Российской Федерации, была зарегистрирована с 30.11.2020г. по 12.05.2022г. по адресу: ФИО2, г.ФИО2, <адрес> (л.д. 8).
С 20.05.2022г. зарегистрирована на 5 лет по вышеуказанного адресу (л.д. 12, 27), что также подтверждается адресной справкой выданной МО МВД РФ «Красноперекопский» от 02.12.2022г. №.
Истец ФИО1 является инвалидом второй группы (общее заболевание, бессрочно) (л.д. 13), в браке не состоит.
Истец ФИО1 состоит на учете в УТ и СЗН администрации города ФИО2 Республики ФИО2 с 01.04.2021г. по адресу регистрации: ФИО2, г.ФИО2, <адрес> является получателем мер социальной поддержки, что подтверждается информацией №.01-27/2829 от 30.11.2022г. и справкой УТ и СЗН администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от 28.10.2022г.
Согласно информации № от 03.11.2022г. Администрации Магазинского сельского поселения <адрес> Республики ФИО2, истец по делу ФИО1, не проживает по адресу: ФИО2, <адрес>.
29.03.2022г. ФИО1 обратилась в администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 с заявлениями о рассмотрения вопроса о предоставлении ей жилья, принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не имеет своего жилья и ей негде жить, с приложением необходимых документов (л.д.19-22).
Постановлением администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от 26.07.2016г. № утвержден административный регламент «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в улучшении жилищных условий».
Постановлением администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от 24.06.2019г. № утвержден Регламент работы Администрации города ФИО2 Республики ФИО2.
Комиссией по рассмотрению жилищных вопросов администрации города ФИО2 Республики ФИО2 21.04.2022г. было рассмотрено заявление ФИО1 о включении ее в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2, о чем был составлен протокол № от 21.04.2022г. (л.д. 11).
На заседании указанной комиссии было установлено, что ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ФИО2, г.ФИО2, <адрес> по итогу заседания было принято решение об отказе ФИО1 в постановке на учет со ссылкой на п.1 п.п.2 ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 11).
Постановлением администрации города ФИО2 Республики ФИО2 27.04.2022г. № ФИО1 было отказано во включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1 п.п.2 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 38-39).
Истец получила ответ от администрации от 26.04.2022г. №М-6/210/2 согласно которого ей было сообщено об отказе во включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1 п.п.2 ст. 54 ЖК РФ и за выпиской из протокола необходимо обратится в администрацию (л.д. 10).
Истец также в мае 2022г. обращалась в администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 по вопросу предоставления ей благоустроенного жилого помещения (л.д. 44) и получила ответ от 02.06.2022г. №М-6/367/2М-6/385/2, согласно которого, так как истец снята с регистрационного учета, обследовать жилое помещение, собственником которого она не является, не представилось возможным (л.д. 45).
Истец 30.05.2022г. обратилась в Красноперекопскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проверке принятого решения об отказе администрации о включении ее в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.6-7).
Красноперекопской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по данному обращению ФИО1, в ходе которой было установлено, что постановлением администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от 26.07.2016г. № утвержден административный регламент «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в улучшении жилищных условий». Комиссией по рассмотрению жилищных вопросов администрации города ФИО2 Республики ФИО2 21.04.2022г. было рассмотрено заявление ФИО1, 1973 г.р., инвалида 2-ой группы о включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 и постановлением отказано во включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 15-16) и в адрес администрации было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства (л.д. 49-51) и данное представление было рассмотрено администрацией (л.д. 53-54).
Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами ФИО2 в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно сведениям ГУП РК «ФИО2 БТИ» от 19.12.2022г. № <адрес> в г.ФИО2 Республики ФИО2 зарегистрирована за ФИО11, что также подтверждается договором-купли продажи (л.д. 29-32), а <адрес> в г.ФИО2 зарегистрирована в равных долях за Троцковыми.
Истец по делу ФИО1 не является правообладателем недвижимого имущества, в том числе <адрес> в г.ФИО2 Республики ФИО2 (л.д. 40-41) и <адрес> в г.ФИО2, что также подтверждается ответом Госкадастра по госрегистрации и кадастру Республики ФИО2 от 21.12.2022г. №.
Согласно акта жилого помещений по адресам: ФИО2, г.ФИО2, <адрес> ФИО2, г.ФИО2, <адрес>, так <адрес> состоит из 3-х комнат, электроснабжение подключено, но опломбировано, водоснабжение отсутствует, со слов соседей истец в квартире не проживает, на момент обследования отсутствовала, по <адрес> договор аренды между собственником квартиры и истцом отсутствует, со слов собственника квартира истец в квартире проживает одна, оплачивает коммунальные услуги, в квартире есть женские вещи и предметы первой необходимости, со слов соседей они истца не знают.
Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснил, что ФИО1 была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес> в г.ФИО2 Республики ФИО2 для получения медицинской страховки и социальных выплат, потом он ее снял с регистрации и временно зарегистрировал на 5 лет, чтобы она, как инвалид, не претендовала на его жилую площадь.
Истец, при подаче заявления от 29.03.2022г., выполнила требования, предусмотренные п.2.6, п.3.1 административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в улучшении жилищных условий», а ответчик в свою очередь не выполнил требования данного регламента в том числе п.4.3, и тем самым отказал истцу по формальным основаниям.
С доводами истца о том, что как в протоколе комиссии от 21.04.2022г., постановлении администрации от 27.04.2022г. №, так и в ответе администрации от 26.04.2022г., направленном ФИО1 в полном объеме не отражена информация об основаниях отказа в постановке на учет, не конкретизирован перечень документов, необходимых для предоставления заявителем, что является нарушением положений ст.1, ч5 ст.52, ч.2 ст. 54 ЖК РФ, ст5, ч.1 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд соглашается и принимает их во внимание.
Доводы ответчика о том, что не было проведено жилищно-бытовое обследование условий жизни истца до рассмотрения заявления истца на комиссии по адресу: ФИО2, г.ФИО2, <адрес> регистрация у истца фиктивная, так как она проживает по другому адресу, т.е. не по месту регистрацию не состоятельны и никак не влияют на возникшие правоотношения, поскольку на момент обращения в марте 2022г., так и на момент вынесения протокола от № от 21.04.2022г., а также вынесения постановления № от 27.04.2022г. об отказе, у истца был принят пакет документов для постановки на учет, истец была зарегистрирована по данному адресу.
Таким образом, отказ ответчика не может носить формальный характер, а каждый случай обращения за социальной поддержкой должен быть рассмотрен в индивидуальном порядке и с соблюдением требований Законов и Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представил допустимых и достоверных доказательств того, что истец не имеет право на включение ее в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2, для дальнейшего обеспечения жилья.
Таким образом, требования истца в части признания отказа администрации города ФИО2 Республики ФИО2 в постановке на учет в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. подлежат удовлетворению.
Требования истца в части об обязании администрации города ФИО2 Республики ФИО2 включить в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., суд считает возможным удовлетворить частично и обязать повторно рассмотреть заявление истца ФИО1 о включении ее в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом положений ст.1, ч.5 ст.52, ч.2 ст. 54 ЖК РФ, ст5, ч.1 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 103 ч.1 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так как истец при подачи иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а ответчик освобожден от ее оплаты, судебные расходы необходимо компенсировать за счет бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО6 в интересах ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать Решение, оформленное Постановлением № от 27.04.2022г. Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 об отказе ФИО1 о включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 повторно рассмотреть заявление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения от ДД.ММ.ГГГГг. о включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО2 Республики ФИО2 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы, через Красноперекопский районный суд Республики ФИО2 в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение вступает в законную силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если не будет отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела апелляционным судом.
Судья: А.С. Савченко
Решение изготовлено в окончательной форме 29.12.2022 года.