РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
02.04.2024
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при помощнике судьи Рогаткове М.В.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
представителя административного истца Захаровой Татьяны Семеновны - Ранневой Ю.А.; представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - Малинина М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-126/2024 (3а-2533/2023) по административному исковому заявлению Захаровой Татьяны Семеновны к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
УСТАНОВИЛ:
Захарова Татьяна Семеновна (далее также – административный истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании неправомерным решения Министерства имущественных отношений Самарской области о включении принадлежащего ей помещения с кадастровым номером № в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения (далее также - Перечень).
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила требования. Просила: признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в отказе определения вида фактического использования зданий при включении в Перечень помещения с кадастровым номером №; исключить данный объект из Перечня.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 3 октября 2023 года дело № А55-38490/2022 передано по подсудности в Самарский областной суд.
Определением Самарского областного суда от 23 ноября 2023 года установлен срок для устранения недостатков административного искового заявления и приведении его в соответствии с требованиями, установленными статьей 209 КАС РФ.
Согласно уточненного административного искового заявления административный истец Захарова Татьяна Семеновна просит признать недействующими с момента принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 3903 нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № 3958 нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 3705 нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в Приложение № 1 под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, в Приложение № 2 под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в Приложение № 1 под пунктом № 3597 нежилого здания с кадастровым номером №, в Приложение № 2 под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 N 2365 в части включения в Приложение № 1 под пунктом № 3598 нежилого здания с кадастровым номером №, в Приложение № 2 под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №. Помещение, как и здание в котором оно расположено, включены в оспариваемые перечни необоснованно, поскольку они не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Необоснованное включение объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Определениями Самарского областного суда к участию в деле привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "МАЯК", ИНН: 6313050515, ОГРН: 1026300842776 (собственник помещения с КН № с 22.06.2005 по настоящее время); Акционерное общество коммерческий банк "Солидарность", ИНН: 6316028910, ОГРН: 1026300001848 (собственник помещения с КН № с 20.08.2013 по настоящее время); Общество с ограниченной ответственностью "Самара-Дента", ИНН: 6319068910, ОГРН: 1036300891758 (собственник помещений с КН №, собственность с 18.10.2018 и №, собственность с 22.03.2017); Пустолякова Оксана Валерьевна (собственник помещения с КН № с 17.03.2014 по настоящее время); Орлова Вера Анатольевна (собственник помещения с КН № с 09.03.2006 по настоящее время); Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, ИНН: 6315802062, ОГРН: 1026300960641 (помещение с КН № находится в оперативном управлении с 18.11.2021; правообладатель Российская Федерация); Муниципальное образование городской округ Самара (правообладатель помещения с КН № с 22.10.2012 по настоящее время).
В судебном заседании представитель административного истца Раннева Ю.А., действующий на основании доверенности и представляющая также интересы заинтересованных лиц Орловой Веры Анатольевны и Пустоляковой Оксаны Валерьевны по их устным ходатайствам, заявленным в ходе судебного заседания 19 февраля 2024 г., поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - Малинин М.С. возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях.
Остальные, участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке.
Прокурор полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части соответствуют требованиям действующего законодательства, и не нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 10.11.2014 № 107-ГД, 01.01.2015 установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 № 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 29.10.2018 N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.;
- от 07.10.2019 N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
- от 19.10.2020 N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, «Волжская коммуна», № 171(30955), 21.10.2020.
- от 22.10.2021 № 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год; опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021;
- от 08.11.2022 № 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.;
- от 03.11.2023 N 2365, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
Оценивая обоснованность включения нежилого здания с кадастровым номером № и принадлежащего административному истцу нежилого помещения с кадастровым номером № в оспариваемые перечни, суд полагает, что доводы административного иска не нашли своего подтверждение.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Нежилое здание с кадастровым номером №, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.11.2023 (т. 1л.д. 244), имеет назначение – нежилое, наименование – магазин «Продукты», виды разрешенного использования отсутствуют. Площадь здания составляет 1928,7 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Самарская область, г. Самара, Промышленный район, шоссе Московское/ул. Аминева д.258/1. В здании расположены помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, принадлежащие администартиному истцу и заинтересованным лицам, которые имеют назначение – нежилое, виды разрешенного использования отсутствуют. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в графе наименование данных помещений отсутствуют сведения, предполагающее их использование в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0709001:501, вид разрешенного использования которого: «Встроенное помещение магазина».
По сведениям технического паспорта, истребованного судом из ППК «Роскадастр» в указанном нежилом здании расположены помещения имеющие наименования: склад, лестничная клетка (подвал), загрузочная, склад, тамбур, гардероб, кладовая, сан.узел, моечная, комната приема пищи, кухня, кабинет, теплоузел, подсобное, витрина, коридор, торговый зал, склад, коридор-шлюз, машинное отделение, охлаждаемая камера, приемные пункт. Согласно данным технического паспорта площадь помещений магазина составляет 859,2 кв.м, офисов 33,8 кв.м.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что более 20% помещений в здании предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, его включение в оспариваемые Перечни является обоснованным, соответственно, обоснованным является и включение по данному основанию в Перечни нежилого помещения с кадастровым номером №, принадлежащего административному истцу на праве собственности с 28.03.2019.
Кроме того, из истребованного по инициативе суда из ППК «Роскадастр» технического паспорта на данное помещение в нем по состоянию на 08.08.2028 на площади 885,4 кв.м. располагается три торговых зала: площадью: 395.6, 28.6, 7.8 кв.м, которые занимают суммарно более 20 % от площади помещения, что является в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ самостоятельным основанием для включения данного помещения в оспариваемые Перечни.
Таким образом, спорные объекты недвижимости, включенные в оспариваемые Перечни, соответствуют критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Анализируя совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области обоснованно включило указанные объекты в Перечни на 2019-2024 годы.
При таком положении требования Захаровой Татьяны Семеновны не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Захаровой Татьяны Семеновны к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Самарский областной суд.
Судья: С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.04.2024.