23RS0015-01-2023-002032-20 Дело № 2 - 2008/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ейск 07 ноября 2023 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коваленко А.А.
при секретаре Кузнецовой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канищева Е.В. к Старков Г.В. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,-
У С Т А Н О В И Л:
Канищева Е.В. обратилась в суд с иском и просит взыскать с ответчика Старкова Г.В. в ее пользу моральный вред в размере 500 000 рублей.
Истец – Канищева Е.В. и ее представитель по ордеру Идрисова М.П. в судебном заседании просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – Старков Г.В. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, изучив представленные суду материалы, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, приговором Ейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Старков Г.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренный п. «г» ч.2 ст.161, ч.2 ст.325 УК РФ и ему назначено наказание - по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года, по ч. 2 ст. 325 УК РФ к 6 (шести) месяцам исправительных работ с удержанием ежемесячно в доход государства 10% из заработной платы осужденного. На основании ч. 3 ст. 69, п. «в» ч. 1 ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначить к отбытию 2 (два) года 2 (два) месяца лишения свободы. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным и установить испытательный срок на 2 (два) года. (л.д.6-33).
Судом при рассмотрении уголовного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 17 часов 30 минут, Старков Г.В., находясь в автомобиле марки «HAVAL H6» г.р.з. Р470УС123 rus, припаркованного на автобусной остановке, расположенной напротив домовладения № по <адрес>, имея преступный умысел, направленный на открытое хищение чужого имущества, c применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, дождавшись, когда Канищева Е.В., выйдет из здания управления Роспотребнадзора, расположенного по адресу: <адрес>, вышел из указанного автомобиля со стороны водительской двери, и проследовал за Канищевой Е.В., которая шла по тротуару <адрес>, в сторону <адрес>. Старков Г.В., осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий, из корыстных побуждений, догнав и поравнявшись с Канищевой Е.В. возле домовладения № по <адрес>, с целью открытого хищения имущества Канищевой Е.В., применив насилие не опасное для здоровья последней, умышлено нанес не менее двух ударов кулаком по голове Канищевой Е.В., в область правой щеки и левого уха, то есть применил насилие неопасное для здоровья.
Затем подсудимый, умышлено взялся руками за сумку, находящуюся на правом плече Канищевой Е.В., и сорвал ее, тем самым, открыто похитил, женскую сумку неустановленной марки, выполненную из кожи красного цвета, стоимостью 1000 рублей. В сумке находился лак для ногтей, не представляющий для Канищевой Е.В. материальной ценности, две губные помады красного цвета, не представляющие для Канищевой Е.В. материальной ценности, справку из детской городской поликлиники, находящуюся в файле, не представляющую материальной ценности, мобильный телефон марки «PHILIPS» не представляющий для Канищевой Е.В. материальной ценности, в котором находилась сим-карта оператора сотовой связи ООО «Билайн», с абонентским номером №, на счету которой денежные средства отсутствовали, материальной ценности не представляющая, связка ключей с двумя магнитными ключами, и брелоком, которые материальной ценности для Канищевой Е.В., не представляют, маток черных ниток, которые для Канищевой Е.В, материальной ценности не представляют, гигиеническая помада неустановленной марки, которая для Канищевой Е.В. материальной ценности не представляет, паспорт гражданина РФ, выданный на имя Канищевой Е.В., который находился в чехле красного цвета, материальной ценности для Канищевой Е.В. не представляет, удостоверение сотрудника Роспотребнадзора, выданное на имя Канищевой Е.В., которое находилось в чехле красного цвета, материальной ценности для Канищевой Е.В. не представляет, футляр для очков, который материальной ценности для Канищевой Е.В. не представляет, в котором находились очки для зрения с линзами +1,75, стоимостью 3000 рублей, сережки из красного золота 585 пробы, общим весом 8 грамм, стоимостью 19 200 рублей, ключи от автомобиля, материальной ценности для Канищевой Е.В. не представляющие, неустановленные следствием рабочие документы, не представляющие для Канищевой материальной ценности, а всего имущества на общую сумму 23 200 рублей, принадлежащее Канищевой Е.В.
Далее, Старков Г.В., покидая место совершения преступления, вытащил из похищенной им сумки, ключи от автомобиля и неустановленные следствием рабочие документы, принадлежащие Канищевой Е.В., которые бросил на тротуаре, неподалёку от места совершения преступления по <адрес>, а с похищенной сумкой и находящимся в ней похищенным имуществом, не реагируя на неоднократные требования Канищевой Е.В. прекратить свои противоправные действия и вернуть похищенное имущество, с места совершения преступления скрылся, похищенным распорядился по своему усмотрению, чем причинил Канищевой Е.В. значительный материальный ущерб в размере 23 200 рублей.
Потерпевшей по уголовному делу признана Канищева Е.В.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как указала истица в исковом заявлении понесенный моральный вред подлежит взысканию со Старкова Г.В., так как он напрямую связан с совершенными им действиями, моральный вред выражен в ее унижении и боли и она была вынуждена обращаться за медицинской помощью, в том числе и к психологам.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу статьи 151 названного кодекса, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
В силу положений статьи 1101 этого же кодекса компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ) (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесённое в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 ГК РФ) (п 22. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (п 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Тяжесть причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинён вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учётом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (п 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесённые им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учётом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (п 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Из содержания приведённых нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что размер компенсации морального вреда определяется на основании оценки судом конкретных обстоятельств дела. При этом суд наряду с учётом степени вины причинителя вреда, степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред, должен учитывать требования разумности и справедливости. Кроме того, законодатель не исключает при определении размера компенсации морального вреда возможность учёта имущественного положения причинителя вреда.
Моральный вред, являясь оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддаётся точному денежному подсчёту.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего.
Неправомерные действия ответчика (нанесение не менее двух ударов кулаком по голове Канищевой Е.В. в область правой щеки и левого уха) находятся в прямой причинно-следственной связи. Таким образом, в данном случае имеются законные основания для взыскания компенсации морального вреда.
К позиции ответчика, относительно того, что нанес он только пощечину потерпевшей, суд относится критически, исходя из пояснений сторон в судебном заседании и обстоятельств дела.
Разрешая заявленные требования в части размера денежной компенсации морального вреда, учитывая степень физических и нравственных страданий истца, фактические обстоятельства, при которых был причинён моральный вред, другие заслуживающие внимание обстоятельства, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению в части, в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░