Судья Прокофьева И.М. |
№21-41/2023 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
09 марта 2023 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу акционерного общества «ГФТ Паевые Инвестиционные фонды» на постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Республики Карелия, исполняющего обязанности начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 сентября 2022 г. и решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 12 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в соответствии с постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 сентября 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, АО «ГФТ ПИФ» было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник Басович В.В. просит отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить в отношении АО «ГФТ ПИФ» производство по делу, мотивируя свои доводы недоказанностью наличия события противоправного деяния в отношении земельного участка с кадастровым номером (...), необходимостью соблюдения при проведении государственного лесного контроля (надзора) положений Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и постановления Правительства от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и нарушением при вынесении обжалуемых актов требований ст.29.10 КоАП РФ и ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
К жалобе приложено ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного акта.
Исходя из дат получения привлекаемым к ответственности юридическим лицом копии решения судьи и направления жалобы в адрес Питкярантского городского суда РК, установленный ст.30.3 КоАП РФ срок обжалования не пропущен.
Заслушав объяснения должностного лица административного органа Карповой Ю.А., проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушение юридическими лицами правил пожарной безопасности в лесах влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Согласно чч.1, 3 ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из требований п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 26.04.2022 №823 на территории Питкярантского района с 05 мая 2022 г. был установлен пожароопасный сезон.
Как следует из материалов дела, в доверительном управлении АО «ГФТ ПИФ» находятся земельные участки с кадастровыми номерами № (площадью (...) кв.м) и № (площадью (...) кв.м), расположенные в Ляскельском участковом лесничестве Питкярантского муниципального района Республики Карелия (категория - земли сельскохозяйственного назначения), принадлежащие на праве общей долевой собственности Закрытому паевому инвестиционному фонду рентному «Тверская усадьба».
Также установлено, что при осуществлении 26 мая 2022 г. уполномоченными должностными лицами патрулирования лесных участков на территории Ляскельского участкового лесничества, Ляскельского лесничества (по лесоустройству) по маршруту №№3, 5 на основании соответствующего задания начальника ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество» от 26 мая 2022 г. №2 установлен факт нарушения АО «ГФТ ПИФ» требований п.10 Правил пожарной безопасности в лесах на следующих земельных участках, непосредственно прилегающих к землям лесного фонда:
- на земельном участке с кадастровым номером № общей протяженностью 750 м (квартал 147 выдел 8 - 160 м, выдел 8.1 - 40 м, выдел 8.2 - 65 м, выдел 9 - 155 м, выдел 16 - 330 м);
- на земельном участке с кадастровым номером № общей протяженностью 800 м (квартал 168 выдел 18 - 200 м, выдел 20 - 190 м, квартал 182 выдел 5 - 20 м, выдел 6.1 - 270 м, выдел 7 - 120 м).
Несоблюдение требований Правил пожарной безопасности в лесах выразилось в необеспечении проведения очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и леса, наличии в мелиоративных канавах, проходящих по границе земельных участков, древесно-кустарниковой растительности, что сможет повлечь переход огня с обследуемых земельных участков на земли лесного фонда.
В связи с выявленными нарушениями, зафиксированными в акте патрулирования лесов №2 от 27.05.2022, заместителем начальника ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество», старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и на основании постановления уполномоченного должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 сентября 2022 г., оставленного без изменения по результатам судебного пересмотра, АО «ГФТ ПИФ» признано виновным в совершении вменяемого противоправного деяния.
Подвергнув анализу все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по делу, оценив их в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ применительно к заложенной в ч.1 ст.8.32 КоАП РФ диспозиции, сути выявленных нарушений, возложенным на АО «ГФТ ПИФ» обязанностям и сфере специального нормативного регулирования, субъекты административной юрисдикции правильно решили о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков состава выявленного правонарушения.
Обстоятельства противоправного поведения подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности, которым дана правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Постановление должностного лица и решение судьи приняты в рамках процедуры, предусмотренной нормами КоАП РФ, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы в акте патрулирования лесов от 27 мая 2022 г. №2 все необходимые для установления содеянного сведения отражены и этот процессуальный документ обоснованно включен в доказательную базу, принятую при составлении протокола об административном правонарушении.
Каких-либо существенных нарушений, допущенных должностными лицами при проведении с учетом Порядка осуществления лесной охраны, утвержденного приказом Минприроды России от 15.12.2021 №955, патрулирования лесов, влекущих признание недопустимыми оформленных по результатам данного мероприятия доказательств, не установлено.
Доводы жалобы относительно необходимости соблюдения норм Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и постановления Правительства от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» явились предметом проверки должностного лица и судьи при разрешении настоящего дела с последующим анализом и надлежащей правовой оценкой в обжалуемых актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Поскольку поводом к возбуждению настоящего дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события вменяемого административного правонарушения, ссылка в жалобе на недостающие в постановлении о назначении административного наказания сведения, предусмотренные чч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ, основана на ошибочном толковании правовых и процессуальных норм.
Несоблюдение, по мнению автора жалобы, установленных ГОСТ Р 7.0.97-2016 требований к оформлению копии постановления о привлечении к административной ответственности к существенному нарушению процессуальных прав юридического лица не привело.
Таким образом, в данном случае в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Несогласие с толкованием субъектами административной юрисдикции норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Республики Карелия, исполняющего обязанности начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 сентября 2022 г. и решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 12 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «ГФТ Паевые Инвестиционные фонды» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова |