№ 2-2017/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Астрахань 24.08.2023 года
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Апостолова К.В.,
при помощнике Нугмановой Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО2 об изъятии земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в суд с иском к ФИО2 об изъятии земельного участка, мотивируя свои требования тем, земельный участок с кадастровым номером 30:12:020437:45 расположенный по адресу: <адрес>, согласно сведениям из ЕГРН принадлежит на праве собственности ФИО5 Правопреемником ФИО5 является ФИО2 Решением суда от 18.05.2022г. и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28.11.2022г., на ФИО2 возложена обязанность снести самовольные постройки с кадастровым номером 30:12:020437:43, общей площадью 239,1 кв.м. и с кадастровым номером 30:12:020437:44, общей площадью 239,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Также указанными судебными актами предусмотрена возможность сноса указанного объекта администрацией с последующим взысканием расходов с ФИО2 До настоящего времени требования судебного акта не исполнены в связи с чем, с учетом уточнения, просят суд изъять у ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 30:12:020437:45, расположенный по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов.
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования «<адрес>» и третьего лица управления муниципального имущества администрации «<адрес>», действующая на основании доверенностей, ФИО4, требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила письменное возражение, в котором просила отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав представителя истца и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 285 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
Согласно части 6 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
В случае, если в установленный срок лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, при переходе прав на земельный участок обязательство по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями в сроки, установленные в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, переходит к новому правообладателю земельного участка (часть 8 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 1 части 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный указанным решением.
В силу пункта 2 части 12 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если указанными в части 6 настоящей статьи лицами в установленные сроки не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения самовольной постройки обращается в течение шести месяцев со дня истечения срока, предусмотренного частью 11 настоящей статьи для выполнения соответствующей обязанности, в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 13 настоящей статьи.
На основании части 9 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018г. <№>- Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч.ч. 12. 13 ст.55.32 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), п.4 ст.11.2, п.2 ст.45, п.п. 4-7 ст.46, п.п. 6.1-6.3 ст.54, ст.54.1 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и самовольная постройка не была снесена в срок, установленный данным решением.
Как следует из материалов дела, в том числе выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.04.2023г., земельный участок с кадастровым номером 30:12:020437:45, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 327+/-4 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства принадлежит на праве собственности ФИО5
На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.04.2023г. ФИО5 является собственником жилых домов с кадастровым номером 30:12:020437:43, общей площадью 239.1 кв.м., и с кадастровым номером 30:12:020437:44, общей площадью 239,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление <№> от <дата обезличена> о запрете регистрационных действий в отношении земельных участков и жилых домов.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от 18.05.2022г. установлено, что ФИО5 умерла, а ее правопреемником является ответчик ФИО2
Согласно вышеуказанного решения на ФИО2 возложена обязанность снести за свой счёт самовольно возведённые трёхэтажные объекты капитального строительства: жилой дом с кадастровым номером 30:12:020437:43, площадью 239,1 кв.м, жилой дом с кадастровым номером 30:12:020437:44, площадью 239,2 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения решения суда, вступившего в законную силу, предоставить администрации муниципального образования «<адрес>» право осуществления сноса самовольно возведённых объектов за счёт ФИО2 с последующим взысканием с неё всех необходимых расходов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28.11.2022г. решение Ленинского районного судка <адрес> от 18.05.2022г. оставлено – без изменения.
Согласно наследственному делу <№> к имуществу ФИО5 после её смерти в наследство вступила дочь ФИО2, подав в установленные законом сроки заявление нотариусу о принятии наследства.
При этом замена ФИО5 на ФИО2 в исполнительном производстве от 21.02.2022г. до настоящего времени не произведена. Сведения о смерти должника в исполнительном производстве отсутствуют.
Кроме того, согласно общим правилам статьи 105 Федерального закона <№>- ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований исполнительного документа о сносе самовольной постройки в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Однако, истцом не представлено сведений о принудительном исполнении указанного решения суда, о принятых мерах принудительного исполнения решения суда, как и не представлено сведений об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнению вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если это не предусмотрено, федеральным законом.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств соблюдения процедуры изъятия земельного участка у должников путем продажи с публичных торгов.
Изъятие участка является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства по сносу самовольной постройки и может быть применено только при наличии неисполненного обязательства, представляется, что до момента принятия решения суда об изъятии земельного участка собственник вправе осуществить снос самовольной постройки, тем самым предотвратив применение данной санкции и исполнив первоначальное решение суда о сносе, что и реализует превентивно-побудительную цель внесенных в законодательство изменений.
Кроме того, судебным актом предусмотрено, что при неисполнении ответчиками решения суда администрация муниципального образования «<адрес>» вправе осуществить действия по сносу самовольной постройки с последующим взысканием расходов с ответчиков.
Доказательств утраты возможности исполнения судебного акта, как и иных документов, свидетельствующих об отсутствии объективных препятствий для исполнения решения суда о сносе самовольной постройки, администрацией муниципального образования «<адрес>» в материалы дела представлено не было, что свидетельствует о преждевременности доводов иска о наличии оснований для изъятии спорного земельного участка с последующей продажей с публичных торгов в порядке ст. 54.1 ЗК РФ.
При этом, отказ в изъятии земельного участка в рассматриваемом случае не нарушает публичные интересы, поскольку частью 8 статьи 53.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в установленный срок лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, при переходе прав на земельный участок обязательство по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями в сроки, установленные в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, переходит к новому правообладателю земельного участка, в то время как истец не лишен возможности осуществления мероприятий по самостоятельному сносу соответствующего объекта капитального строительства с возложением расходов по его сносу на ответчиков.
Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что исковое об изъятии земельного участка удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО2 об изъятии земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение.
Полный текст решения изготовлен 31.08.2023 года.
Судья подпись К.В.Апостолов