Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-15/2024 (2-1245/2023;) ~ М-919/2023 от 17.05.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Каракаш Е.М.

при секретаре Горожанцевой Г.М.

с участием:

помощника Шадринского межрайонного прокурора Сунагатуллина Э.Р. представителя ФКУ «Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Курганской области» Павлюченковой И.А., действующей на основании доверенности от 15.11.2023 г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске 6 февраля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Курганской области» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Шадринский межрайонный прокурор обратился с иском в суд к ФКУ «Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Курганской области» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия.

В исковом заявлении указав, что Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ «Следственный изолятор №2 УФСИН России по Курганской области» (далее - СИЗО-2, следственный изолятор, учреждение) требований федерального законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в части материально-бытового обеспечения содержащихся в учреждении лиц. В ходе надзорных мероприятий, организованных межрайонной прокуратурой в течение 2022 - 2023 годов выявлены факты нарушения администрацией следственного изолятора требований ст. 23 Закона №103-Ф3 о минимальной санитарной площади в камере на одного человека. В связи с чем в адрес администрации следственного изолятора и начальника УФСИН России по Курганской области выносились неоднократно представления. С учетом измененных требований, просит возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области», расположенное по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Маркса, д. 51, обеспечить минимальную санитарную площадь на одного человека в размере 4 квадратных метра, в соответствии с положениями ст. 23 Закона №103-Ф3.

Помощник Шадринского межрайонного прокурора Сунагатуллин Э.Р. в судебном заседании требования поддержал по доводам иска, настаивал на удовлетворении требований.

Представитель ответчика ФКУ «Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Курганской области» Павлюченкова И.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что действительно были случаи нарушения санитарной нормы на одного человека ввиду большой загруженности, но в настоящее время требования закона соблюдаются.

Представитель ответчика УФСИН по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещался надлежащим образом, представили отзыв, в котором указали, что не согласны с заявленными требованиями. Приказом Министерства юстиции РФ от 17.06.2015 № 143 установлен лимит наполнения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области в количестве 195 человек. По состоянию на 04.08.2023 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области содержится 160 подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Распределение подозреваемых, обвиняемых и осужденных по камерам осуществляется в соответствии со ст. 23,33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в силу отсутствия возможности содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области лиц подозреваемых, обвиняемых, и осужденных женщин, туберкулезно больных, а также несовершеннолетних, зарегистрированных в г. Курган и близко расположенных населенных пунктов, данная категория лиц содержится в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области, в связи с чем, учреждением были допущены нарушения ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 1-3-ФЗ. ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. УФСИН России по Курганской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств. УФСИН России по Курганской области доводит лимиты бюджетных средств до подведомственных учреждений УИС Курганской области в рамках выделенных лимитов Федеральной службой исполнения наказаний по видам кодов бюджетной на определенные виды расходов. Дополнительный источник финансирования обязательств УФСИН России по Курганской области отсутствует, в связи с чем УФСИН России по Курганской области не имеет возможности дополнительно профинансировать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу. Учреждением предпринимаются все меры по соблюдению санитарных норм и правил, обеспечение материально-бытовых условий для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении. В целях реализации прав и законных интересов лиц, маломобильных граждан, лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата содержащихся в следственном изоляторе, имеются пандусы переносные, кресло инвалидное 2 шт. (для передвижения по территории учреждения), биотуалет 2шт. (переносной), носилки (для перемещения не ходячих граждан), трость, костыли. Для инвалидов 1,2 группы и маломобильных граждан у входной двери КПП установлена кнопка вызова и переговорное устройство (сигнал выведен в дежурную часть). Также в учреждении оборудована камера для содержания инвалидов и маломобильных граждан (вокруг раковины для умывания, а также возле унитаза), имеются поручни. В связи тем, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области, выявленные недостатки устраняются, полагают, что необходимости в дополнительном понуждении в виде решения суда о возложении обязанности на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области не имеется. Просят в удовлетворении требований отказать в полном обьеме

Представитель третьего лица ФСИН России в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела, возражений на иск не представили.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 №1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2030 года, одной из целей которой является обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания.

В силу ч. 1 ст. 7 Закона № 103-ФЗ одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.

Частью 1 ст. 17 Закона № 103-ФЗ обеспечено право подозреваемых и обвиняемых на получение материально-бытового обеспечения. В силу ч. 1 ст. 23 Закона №103-Ф3 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона №103-Ф3 установлена норма санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров с учетом особенностей содержания под стражей женщин.

Аналогичная норма санитарной площади предусмотрена п. 23 Правил внутреннего распорядка СИЗО, согласно которой санитарная площадь на одного человека составляет четыре квадратных метра. Норма санитарной площади в камере СИЗО на каждого ребенка в возрасте до трех лет, которого могут иметь при себе подозреваемые и обвиняемые женщины, находящегося вместе с матерью, составляет не менее четырех квадратных метров.

В судебном заседании установлено следующее.

Приказом директора ФСИН России №830 от 20.11.2020 утвержден Устав ФКУ «Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Курганской области», в соответствии с которым СИЗО-2 является учреждением уголовно-исправительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.

В ходе надзорных мероприятий, организованных Шадринской межрайонной прокуратурой в период 2022-2023 годы выявлены факты нарушения администрацией следственного изолятора требований ст. 23 Закона № 103-ФЗ о минимальной санитарной площади в камере на одного человека.

В адрес администрации следственного изолятора и начальника УФСИН России по Курганской области выносились неоднократно представления об устранении нарушений федерального законодательства (от 12.01.2022, от 10.02.2022, от 04.04.2022, от 16.05.2022, от 05.07.2022, от 10.08.2022, от 14.09.2022, от 07.11.2022, от 16.12.2022, от 24.01.2023, от 16.02.2023, от 14.03.2023, от 30.03.2023).

Во исполнение представлений Шадринского межрайонного прокурора проводились мероприятия по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, с предоставлением заключений по результатам служебных проверок в адрес прокурора.

Приказом Минюста России от 17.06.2015 №143 (ред. от 07.04.2020) утвержден перечень следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы и установлении лимитов их наполнения. В соответствии с п. 47.2 Приложения №1 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2015 №143 лимит наполнения ФКУ «Следственный изолятор №2 УФСИН России по Курганской области» составляет 195 человек. При этом, в текущем году следственным изолятором в течение 16 дней допущено превышение установленного лимита содержания спецконтингента, в течение 2022 года период превышения установленного лимита содержания спецконтингента составил 93 дня.

Согласно информации поступившей от ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области от 05.02.2024 г. следует, что в соответствии со ст. 23 ФЗ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади для подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области составляет 4 квадратных метра на 1 человека. Согласно статистическим данным в настоящее время, указанная норма в ФКУ СИЗО-2 не нарушается.

Из справки ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области от 06.02.2024 № 46/ТО/9-9/б/н усматривается, что в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области при лимите 195 человек утвержденном приказом МЮ от 17.06.2015 № 143 по состоянию на 11.01.2024 содержалось 170 человек, 23.07.2024 содержалось 171 человек, 31.01.2024 содержалось 155 человек, 06.02.2024 содержится 174 человека.

06.02.2024 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области запланировано этапирование осужденных, подозреваемых, обвиняемых в различные учреждения УИС в количестве 20 человек.

С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области обязанности обеспечить минимальную санитарную площадь на одного человека в размере 4 квадратных метра, в соответствии с положениями ст. 23 Закона №103-ФЗ

При таких обстоятельствах, требования Шадринского межрайонного прокурора о возложении обязанности совершить определенные действия подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ. суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Курганской области» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области», расположенное по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Маркса, д. 51. обеспечить минимальную санитарную площадь на одного человека в размере 4 квадратных метра, в соответствии с положениями ст. 23 Закона №103-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2024 года

Судья: Е.М. Каракаш.

2-15/2024 (2-1245/2023;) ~ М-919/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шадринский межрайонный прокурор
Ответчики
ФКУ "Следственный изолятор №2 УФСИН России по Курганской области"
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области
Другие
ФСИН России
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Каракаш Е.М.
Дело на странице суда
shadrinsky--krg.sudrf.ru
17.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2023Подготовка дела (собеседование)
08.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее