Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 16 января 2023 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Лисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кабанова Дмитрия Сергеевича к Министерству социального развития Московской области о возмещении компенсации расходов по оплате жилого помещения,
Установил:
Истец Кабанов Д.С. предъявил к ответчику Окружному управлению социального развития № 1 иск, в котором просит суд назначить ему компенсацию расходов по оплате жилого помещения в размере 50%, установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах»; возместить расходы по оплате жилого помещения в размере 50%, начиная со 02 ноября 2022 года по настоящее время.
В обоснование иска указано о том, что 09 августа 2022 года он получил удостоверение ветерана боевых действий, согласно которого он имеет право на льготы. Он зарегистрирован по месту жительства по адресу воинской части: <адрес>. Так как он проходит службу в войсковой части <данные изъяты>, то фактически проживает согласно договору пользования служебным жилым помещением №<данные изъяты> от 10 января 2020 года по адресу: <адрес>. В октябре 2022 года он обратился с заявлением в окружное управление социального развития №1 о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения в размере 50%, установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», на что получил письменное решение об отказе в назначении выплаты №<данные изъяты> от 02.11.2022 г.. Получив отказ о предоставлении льготы, он считает, что его права нарушены, так как меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим (л.д. 5-7).
Определением суда от 01 декабря 2022 года с согласия истца в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ допущена замена ненадлежащего ответчика Окружное управление социального развития № 1 надлежащим ответчиком - Министерство социального развития Московской области (л.д. 32).
В судебное заседание истец Кабанов Д.С. не явился, о времени и месте надлежащим образом извещен лично под расписку (л.д. 33), о причинах неявки суду не сообщил. Ранее представил в дело письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие (л.д. 31).
Ответчик – Министерства социального развития Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом (л.д. 35), о причинах неявки своего представителя суду не сообщил. Ранее представил в дело письменные возражения на исковое заявление, согласно которых просил суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д. 17-20; 21-22; 23-28; 29).
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу положений ст.ст. 27 - 28 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно п. 2 указанного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В соответствии с п. 20 указанного выше Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления.
Как следует из п. 21 указанного выше Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что Кабанов Д.С. проходит военную службу по контракту, зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес>, при этом, фактически проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> которое предоставлено в связи с прохождением военной службы на основании договора пользования служебным жилым помещением № <данные изъяты> от 10 января 2020 года. Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу не имеется.
Кабанов Д.С. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии <данные изъяты>, выданным 09 августа 2022 года.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (л.д. 8; 9-10; 11-12; 13).
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и в отношении указанного выше жилого помещения.
02 ноября 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки, в чем ему было отказано решением об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения от 02 ноября 2022 года №<данные изъяты>, в котором указано в обоснование «Несоответствие документов, необходимых для получения Государственной услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации», а именно указано о том, что адрес регистрации не совпадает с адресом постоянного проживания (л.д. 14).
Вместе с этим, данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в предоставлении Кабанову Д.С. той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Регистрация истца по адресу: <адрес>, обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, установлено, что истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, с сентября 2022 года применительно к п. 20 названного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки, поскольку право на назначение компенсации наступило у истца с августа месяца 2022 года (удостоверение ветерана боевых действий выдано 09 августа 2022 года), и, при этом, истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением 02 ноября 2022 года, что подтверждено представленными в дело письменными доказательствами, и не опровергнуто сторонами.
Так, истец не представил суду надлежащих письменных доказательств, подтверждающих безусловно, что он обратился к ответчику с заявлением в октябре 2022 года. При этом, ответчик в письменных возражениях указывает, что истец обратился 02 ноября 2022 года, и в этот же день вынесено решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом по существу ответчик не ссылался на иные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении истцу меры социальной поддержки, кроме тех обстоятельств, которые указаны в решении от 02 ноября 2022 года № <данные изъяты>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в указанной выше части ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании. Тем самым, ответчик не представил суду доказательств, в соответствии с которыми рассматриваемый иск не подлежал бы удовлетворению.
Нарушенное право Кабанова Д.С. возможно восстановить путем обязания ответчика – Министерство социального развития Московской области предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
По указанным выше основаниям не подлежат удовлетворению требования истца об обязании возместить расходы по оплате жилого помещения в размере 50%, начиная с 02 ноября 2022 года по настоящее время в виду отсутствия к тому каких-либо правовых оснований.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кабанова Дмитрия Сергеевича к Министерству социального развития Московской области о возмещении компенсации расходов по оплате жилого помещения – удовлетворить частично.
Признать за Кабановым Дмитрием Сергеевичем право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» по месту проживания по адресу: <адрес>
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Кабанову Дмитрию Сергеевичу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по месту проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с сентября 2022 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований: в части требований об обязании возместить расходы по оплате жилого помещения в размере 50%, начиная с 02 ноября 2022 года по настоящее время – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 22 января 2023 г.
Судья Д.И. Лебедев