Дело №
УИД-05RS0№-56
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
16 августа 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к ФИО1 о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести самовольную постройку,
руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 235-237 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к ФИО1 о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести самовольную постройку, удовлетворить.
Признать возведенный объект строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:7168 по адресу: <адрес>, пгт. Тарки, <адрес>, самовольной постройкой и обязать ФИО1 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу снести данный объект строительства.
В случае неисполнения ФИО2 судебного решения, предоставить Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ФИО1.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем пять дней.
Судья А.К. Мамаев
Дело №
УИД-05RS0№-56
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к ФИО1 о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести самовольную постройку,
установил:
Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», действуя через представителя по доверенности ФИО6, обратилась в суд с иском к ФИО1, мотивируя свои требования тем, что в администрацию <адрес> из управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> поступил материал о самовольном строительстве объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:7168 по адресу: пгт. Тарки, <адрес>.
Согласно акту выездной проверки № от 02.06.2023г., составленному отделом по вопросам координации капитального строительства <адрес>, спорным строением является - объект капитального строительства на уровне третьего этажа, размерами 13 м х 15 м.
Земельный участок, на котором возведено спорное строение, принадлежит на праве собственности гр. ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН, приобщенной к настоящему заявлению.
В ходе осмотра строительной площадки по вышеупомянутому адресу установлено, что спорное строение возводится с грубым нарушением градостроительных, строительных норм и правил по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома направляется в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В данном случае таким органом является МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>». Согласно материалам проверки, представленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не направлялось.
Согласно ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В данном случае таким органом является МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>». Согласно материалам проверки, представленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, разрешение на строительство спорного объекта капитального строительства не выдавалось.
Согласно фрагменту градостроительного зонирования <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 05:40:000091:7168 расположен в территориальной зоне Ж4 - Зона индивидуальной жилой застройки. В соответствии с правилами землепользования и застройки <адрес>, допустимый процент застройки земельного участка составляет - 60 %. Однако, фактический процент застройки земельного участка составляет - 100 %, что свидетельствует о превышении допустимого процента застройки земельного участка на 40 %, что является грубым нарушением градостроительных норм и правил.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> минимальные отступы от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объектов капитального строительства определяются документацией по планировке территории. В случае отсутствия документации по планировке территории минимальные отступы от границ земельных участков - от стены объекта капитального строительства до ФИО3 линии улиц (при наличии) должно быть не менее 5 метров, до ФИО3 линии (при наличии) проездов - не менее 3 метров, до границы смежного земельного участка - не менее 3 метров. В ходе выездной проверки установлено, что спорное строение возводится без соблюдения минимальных отступов от стены капитального строения до границ смежных земельных участков, а также до улиц и проездов. Фактические отступы составляют – 0 м.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:7168 обладает признаками самовольной постройки, предусмотренными ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного просят суд признать самовольной постройкой и обязать ФИО1 снести за счет собственных средств объект капитального строительства, размерами 13 м х 15 м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:7168 по адресу: пгт. Тарки, <адрес>.
Истец - Администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>», извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило. В исковом заявлении содержится просьба, в случае неявки представителя истца, рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик – ФИО1, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство - это создание зданий строений и сооружений.
По общему правилу строительство объектов недвижимости осуществляется на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 данного кодекса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 статьи 55 указанного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (часть 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000091:7168, площадью 200+/-5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Тарки, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Из акта выездной проверки (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ № отдела по вопросам координации капитального строительства Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» следует, что в рамках муниципального контроля в области градостроительной деятельности проведена проверка на предмет законности возведенного строения, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тарки, <адрес>.
В результате осмотра установлено следующее: в нарушении ст. 51, 51.1 ГРК РФ без разрешительных документов возведён каркас на уровне 3 этажа, в том числе 1 подземный этаж. Также нарушены правила землепользования и застройки земельного участка <адрес>, а именно: не соблюдены отступы от стены объекта капитального строительства до границы смежного земельного участка с правой и с левой сторон - 0 метров. Кроме того нарушен и максимальный допустимый процент застройки земельного участка:
- строения представляет собой: железо-бетонный каркас на уровне 2-х этажей;
- строение является: капитальным объектом;
- кадастровый номер земельного участка, на котором возведено самовольное строение: 05:40:000091:7168;
- место расположения самовольного строения: <адрес>, пгт Тарки, <адрес> «а»;
- размеры самовольного строения 13 м * 15 м;
- высота самовольного строения 7 м;
- площадь застройки земельного участка, на котором возведено самовольное строение 195м;
- территориальная зона земельного участка, на котором возведено самовольное строение согласно Генеральному плану <адрес> Ж4 - Зона индивидуальной жилой застройки (1-3 этажа);
- допустимый процент застройки земельного участка, на котором возведено самовольное строение согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> 60%;
- фактический процент застройки земельного участка, на котором возведено самовольное строение 100 %.
Застройщиком объекта является (ФИО, документ удостоверяющий личность, адрес проживания): ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, с. ФИО3 <адрес>а Ставропольского Края, Российская Федерация. Паспорт гражданина Российской Федерации серия 82 06 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, Отделом внутренних дел <адрес> Республики Дагестан. Прописка: Россия, Дагестан, <адрес>.
Согласно письму начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>» разрешение на строительство не выдавалось; уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не направлялось.
Обращаясь в суд с иском о признании объекта самовольной постройкой и его сносе, Администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>» ссылается на то, что ответчиком произведено строительство указанного жилого дома без получения разрешительной документации и с нарушениями ПЗЗ <адрес>.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении споров, связанных с самовольной постройкой, суд должен установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации.
Из приведенных выше положений норм закона и разъяснений в их взаимосвязи следует, что необходимость сноса самовольной постройки связывается законом как с соблюдением требований о получении необходимых в силу закона согласований, разрешений на ее строительство, так и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности, несоблюдения градостроительных и строительных норм и правил при ее возведении и возможности нарушения прав и охраняемых законом интересы других лиц, в частности прав смежных землепользователей, правил землепользования и застройки и т.д.
Из дела следует, что до начала строительства спорного объекта, ответчиком ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не направлялось.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа с внутригородским делением "<адрес>" до 2035 г." (далее также - решение N 9-4) утвержден Генеральный план развития городского округа с внутригородским делением "<адрес>" (далее - Генплан <адрес>).
Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 9-5 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" (далее также - решение N 9-5) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа с внутригородским делением "<адрес>" (далее также - ПЗЗ <адрес>).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования (пункт 3 части 1 статьи 18), содержащим в числе прочего положение о территориальном планировании и карту функциональных зон городского округа (часть 3 статьи 23); а правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1), включающий в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон (пункт 2 части 2 статьи 30).
Согласно карте функциональных зон городского округа, включенным в Генплан <адрес>, являющейся приложением к решению N 9-4, земельный участок с кадастровым номером 05:40:000091:7168 отнесен к зоне Ж4 «Зона индивидуальной жилой застройки».
В соответствии со ст. 39 ПЗЗ <адрес> предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для индивидуальных жилых домов и садовых домов - 200 кв.м. Минимальные отступы от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объектов капитального строительства определяются документацией по планировке территории. В случае отсутствия документации по планировке территории минимальные отступы от границ земельных участков - от стены объекта капитального строительства до ФИО3 линии улиц (при наличии) должно быть не менее 5 метров, до ФИО3 линии (при наличии) проездов - не менее 3 метров, до границы смежного земельного участка - не менее 3 метров. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории и ФИО3 линий отступы от границ земельных участков со стороны улиц и проездов - 3 метра. Максимальный процент застройки земельных участков для индивидуальных жилых домов и садовых домов: для земельных участков площадью до 600 кв.м (включительно) - 50%.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорный объект возведен в отсутствие разрешительной документации, спорный объект не соответствуетт ПЗЗ <адрес>, а также учитывая, что допущенные ответчиком при возведении самовольной постройки нарушения установленных требований не могут быть признаны незначительными, в данном случае снос самовольной постройки является соразмерным допущенным нарушениям, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 235-237 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к ФИО1 о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести самовольную постройку, удовлетворить.
Признать возведенный объект строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:7168 по адресу: <адрес>, пгт. Тарки, <адрес>, самовольной постройкой и обязать ФИО1 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу снести данный объект строительства.
В случае неисполнения ФИО2 судебного решения, предоставить Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ФИО1.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.К. Мамаев