Дело № 2-842/2024
УИД 21RS0016-01-2023-002452-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,
с участием представителя истца Денисовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики к Самукову Сергею Юрьевичу о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, взыскании судебной неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики с уточнениями и дополнениями обратилась в суд иском к Самукову С.Ю. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку из веток деревьев, бревен, досок, транспортных средств без регистрационных знаков и металлического сооружения (эстакады) и взыскании денежной суммы в размере 5 000 рублей в случае неисполнения решения суда в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что 22 ноября 2022 года прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району осмотрен участок дороги, расположенный в <адрес> сторону <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики. В ходе осмотра выявлено, что автомобильная дорога перекрыта путем установки бетонных блоков, которые препятствуют пользованию неограниченным кругом лиц землями общего пользования.
Кроме того, 14 сентября 2023 года истцом было произведено выездное обследование земельного участка, отнесенного к землям государственной собственности, собственность на которые не разграничена, расположенного возле <адрес>, где обнаружено складирование мусора из веток деревьев, бревен, досок, транспортных средств без регистрационных знаков и металлического сооружения (эстакады).
Ответчику принадлежит земельный участок с кадастровым номером 21:21:071301:87, расположенный по вышеуказанному адресу.
Истцом по фактам выявленных нарушений в адрес ответчика 19 сентября 2023 года было направлено требование-уведомление о необходимости привести земельный участок, отнесенный к землям государственной собственности, собственность на которые не разграничена, в первоначальный вид в срок до 1 ноября 2023 года, однако ответ в адрес истца не поступил, самовольно занятый земельный участок не освобожден и не приведен в пригодное для использования состояние.
На повторное требование-уведомление истца о необходимости привести земельный участок, отнесенный к землям государственной собственности, собственность на которые не разграничена, в первоначальный вид в срок до 10 ноября 2023 года ответчик также не отреагировал.
Просит обязать Самукова С.Ю. в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку и освободить самовольно занятый земельный участок от мусора, транспортных средств без регистрационных знаков и металлического сооружения, привести земельный участок в пригодное для дальнейшего использования, а в случае неисполнения им решения суда – взыскать судебную неустойку в размере 5000 рублей.
Представитель истца -администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики Денисова Е.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2024 года, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что 23 мая 2024 года комиссией был осуществлен повторный осмотр земельного участка в переулке возле принадлежащего ответчику домовладения № по <адрес> д. Ягудары, в ходе которого установлено, что требования-уведомления о приведении земельного участка в первоначальный вид ответчиком не исполнены, свалка не ликвидирована, в связи с чем просила удовлетворить требования в полном объеме.
Ответчик Самуков С.Ю. в судебное заседание не явился, судебные извещения, направленные по адресу его регистрации, и по месту нахождения принадлежащего на праве собственности земельного участка, ответчиком не получены, возвращены в суд за истечением срока хранения.
Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения, при этом риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Ответчиком не обеспечено получение поступающей корреспонденции по месту своего жительства, что является риском для него самого, и на основании статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, признав ответчика надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика и неявившегося представителя третьего лица -Управления благоустройства и развития территорий администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Выслушав представителя истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года, задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, технических норм и других нормативных документов (ст.5 Закона).
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1ст. 10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1 и 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 указанного Закона закреплено право свободного и бесплатного осуществления проезда транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что 22 ноября 2022 года прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району в ходе осмотра участка автомобильной дороги в <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, установлено, что автомобильная дорога по указанному адресу в сторону <адрес> перекрыта путем установки бетонных блоков, которые препятствуют пользованию неограниченным кругом лиц землями общего пользования.
14 сентября 2023 года и 22 ноября 2023 года сотрудниками администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в ходе выездных обследований земельного участка, отнесенного к землям государственной собственности, собственность на которые не разграничена, расположенного возле <адрес>, обнаружено складирование мусора из веток деревьев, бревен, досок, транспортных средств без регистрационных знаков и установки металлического сооружения (эстакады), о чем составлен акт выездного обследования.
Приведенное в указанных актах подтверждено фототаблицей, на которых зафиксированы строения на земельном участке, и расположенные в уличной части транспортное средство, металлическое сооружение-эстакада, складирование мусора.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 января 2024 года № КУВИ-001/2024-6368231, земельный участок с кадастровым номером 21:21:071301:87, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчику Самукову С.Ю.
По фактам выявленных нарушений 19 сентября 2023 года и 10 ноября 2023 года в адрес ответчика были направлены требования-уведомления о приведении земельного участка, отнесенного к землям государственной собственности, собственность на которые не разграничена, в первоначальный вид, до 1 ноября 2023 года и 21 ноября 2023 года, соответственно.
Ответчиком не представлено доказательств исполнения вышеуказанных требований, также не представлены какие-либо возражения на направленные акты и требования, что подтверждает довод истца о принадлежности вышеприведенных объектов и мусора ответчику Самукову С.Ю.
Об этом же свидетельствует тот факт, что сам Самуков С.Ю., не обращался в компетентные органы по поводу размещения возле его домовладения несанкционированной свалки иными лицами, о размещении транспортных средств без регистрационных знаков и металлического сооружения, тем самым не оспаривает факт их принадлежности ему самому.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 24 мая 2024 года требования-уведомления от 19 сентября и 10 ноября 2023 года о приведении земельного участка в первоначальный вид ответчиком не исполнены.
Согласно акту выездного обследования земельного участка, подтвержденному фототаблицей, в переулке около принадлежащего ответчику домовладения № по <адрес> д. Ягудары сохраняется складирование мусора.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Положения п. 1 ст. 3.4. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускают накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Положениями ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2011 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определены правила распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляемого органом местного самоуправления.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4. 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ). В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Согласно решению собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от 9 ноября 2023 года № 20-02 «Об утверждении Правил благоустройства территории Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики» п.3.2.8. Собственники (арендаторы, пользователи) жилых домов (частей жилых домов) в частном секторе обязаны: обеспечить надлежащее состояние фасадов здании. Заборов и ограждений, а также прочих сооружений в пределах землеотвода.
Своевременно производить поддерживающий их ремонт и окраску; содержать в порядке земельный участок в пределах землеотвода и обеспечивать надлежащее санитарное состояние придомового земельного участка, производить уборку его от мусора до края проезжей части, содержать кювет, обеспечивая водопропускную способность; своевременно производить выкос сорной и карантинной растительности и благоустройство своих земельных участков и придомового земельного участка; содержать в порядке зеленые насаждения на закрепленной территории в пределах землеотвода, проводить санитарную обрезку кустарников и деревьев, не допускать посадок деревьев в охранной зоне газопроводов, кабельных и воздушных линий электропередачи и других инженерных сетей; оборудовать в соответствии с санитарными нормами в пределах землеотвода при отсутствии централизованной канализации и водоотведения местную канализацию, помойную яму, туалет, содержать их в чистоте и порядке, регулярно производить их очистку и дезинфекцию.
Неисполнение ответчиком вышеуказанных требований законодательства и размещение на земельном участке, отнесенном к землям государственной собственности, собственность на которые не разграничена, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные, достойные и благоприятные условия проживания, а также не обеспечивается надлежащая охрана жизни и здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что мусор (ветки деревьев, бревна, доски, транспортные средства без регистрационных знаков и металлическое сооружение (эстакада), расположены возле <адрес> муниципального округа Чувашской Республики в сторону <адрес> муниципального округа Чувашской Республики, на землях, полномочиями на распоряжение которыми обладает Чебоксарский муниципальный округ, суд приходит к выводу, что обязанность по устранению допущенных нарушений следует возложить на ответчика Самукова С.Ю., чьи действия повлекли размещение на землях общего пользования несанкционированной свалки, транспортных средств без регистрационных знаков и металлического сооружения – эстакады.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить срок исполнения требований по вышеуказанному иску – 15 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, который является достаточным для ликвидации несанкционированной свалки и вывоза транспортных средств и демонтажа эстакады.
В соответствии с положениями ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1) (п. 1).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 31 и 32 названного постановления, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре. В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Таким образом, поскольку обязательство по освобождению самовольно занятого ответчиком земельного участка, отнесенного к землям государственной собственности, собственность на которые не разграничена, от складирования мусора установлено настоящим решением суда, то взыскание с ответчика судебной неустойки призвано обеспечить исполнение последним судебного акта в будущем.
Определяя размер подлежащей взысканию неустойки, суд исходит из общих принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения, учитывает характер подлежащего исполнению судебного акта, фактические обстоятельства настоящего дела и представленные доказательства, принимает во внимание, что присуждение денежных средств за неисполнение судебного акта должно стимулировать ответчика к его исполнению, в связи с чем считает необходимым и достаточным взыскание с ответчика неустойки за неисполнение решения суда в установленный в решении срок в размере 5 000 рублей.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Самукова Сергея Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт Гражданина Российской Федерации <данные изъяты>) обязанность освободить за счет собственных средств самовольно занятый земельный участок площадью 58 кв. метров с географическими координатами 56,0731125; 47,332782 в кадастровом квартале 21:21:071301, отнесенный к землям государственной собственности, собственность на которые не разграничена, расположенный рядом с домовладением № по <адрес> муниципального округа Чувашской Республики-Чувашии от складирования мусора путем вывоза веток деревьев, бревен, досок, транспортных средств без регистрационных знаков и демонтажа металлического сооружения (эстакада) и приведению земельного участка в первоначальное состояние, пригодное для дальнейшего использования.
В случае неисполнении решения суда в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента вступления решения в законную силу, взыскать с Самукова Сергея Юрьевича, 31 декабря 1974 года рождения, в пользу администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики судебную неустойку в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Самукова Сергея Юрьевича, 31 декабря 1974 года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Ю. Тяжева
Решение в окончательной форме принято 1 июля 2024 года.