Дело №2-498/2023;
УИД 05RS0019-01-2023-000643-60
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2023 года гор. Кизляр
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ефремова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Бабаковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кочетковой Миланы Вахаевны к Администрации ГО «город Кизляр» о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда детям-сиротам,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>» о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда детям-сиротам, указав, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сиротой из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о смерти I-БД №, мать истицы ФИО3 скончалась ДД.ММ.ГГГГ. Из свидетельства о рождении - отца нет. В виду данных обстоятельств, Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была установлена опека. После смерти, опекуна постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был установлен другой опекун. Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена в список «среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что подтверждается ответами на ее ранее поданные обращения администрации <адрес>». Согласно справке, выданной начальником отдела по учету и распределения жилья при МКУ «Комитет по управлению имуществом» <адрес> ФИО2 в 2015 г. состоит на учете граждан, в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в списках, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Законом РД № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вопросы обеспечения жильем лиц указанной категории переданы администрациям муниципальных районов и городских округов. Однако, в нарушении вышеприведенного законодательства, до настоящего времени истице не предоставлена жилплощадь. Согласно выписке из ЕГРН жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или ином законом основании истицы, нет. В установленном законом порядке ФИО2 неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда. Последнее заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ, на которое ответ дан не был. Сложившаяся судебная практика в <адрес> также подтверждает незаконность действий уполномоченных органов по не предоставлению жилья данной категории граждан.
Просит суд обязать администрацию ГО «<адрес>» <адрес>, предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец ФИО2 и ее представитель ФИО5 в судебное заседание не явились, направили в адрес суда заявление о рассмотрении дела без их участия, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» ФИО6 в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, просил в удовлетворении иска отказать.
На основании ч.5 ст.165 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Представитель третьего лица – Отдела опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>» в судебное заседание не явился.
Изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующие социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.
В соответствии со ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Президент и Правительство РФ осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты.
В соответствии со ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещении по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 вышеуказанного пункта, по достижению ими 18 лет, а так же в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся и в ст.8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, что на основании постановления Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №, над ФИО2 установлена опека, опекуном назначен ФИО7
Согласно свидетельству о рождении I-БД № от 18.02.2003г. ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД, в графе отец указан прочерк, матерью является ФИО3.
Согласно свидетельству о смерти I-БД № от 21.07.2015г. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД.
На основании постановления Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №, над ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО8
ФИО2 обращалась с заявлением на имя главы ГО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ на предоставление благоустроенного жилого помещения.
Согласно ответу Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сообщается, что она на основании постановления администрации от 22.12.2015г. № была включена в списки «среди детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», составом семьи 1чел., в настоящее время порядковый номер очередности - 56. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется на основании Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в порядке утвержденном Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.12.2020г. №. Предоставление жилого помещения, нарушит права лиц, получивших ранее право на получение жилья.
Согласно ответу Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, аналогичному по своему содержанию вышеуказанному ответу администрации, сообщается, что в настоящее время порядковый номер очередности - 47.
Согласно справке ФКУ «Комитет по управлению имуществом <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с 2015 года состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения Администрации ГО «<адрес>», среди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под №.
Согласно справке ФКУ «Комитет по управлению имуществом <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с 2015 года состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения Администрации ГО «<адрес>», среди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под №.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД за №КУВИ-001/2023-81761904 от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствует информация о правах ФИО2 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные дополнительные гарантии (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов РФ (ст.5 Закона).
В связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ Закона Республики Дагестан № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вопросы обеспечения жильем лиц указанной категории переданы администрациям муниципальных районов и городских округов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено Министерству финансов РД и Министерству экономики РД совместно с Министерством образования РД, администрациями городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 года предусматривать средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 относится к категории дети-сироты и имеет статус - сирота и в 2015 году она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
До настоящего времени обязанность муниципального органа по обеспечению жильем ФИО2, которой в 2021 году исполнилось 18 лет, не выполнена.
Истец неоднократно обращалась в Администрацию ГО «<адрес>» по вопросу предоставления жилого помещения, однако получала ответы аналогичного содержания, согласно которым она состоит в очереди на предоставление жилого помещения, однако в настоящее время свободного жилья состоящего на балансе в Администрации города нет, а иное жилое помещение предоставить не представляется возможным. Категория граждан нуждающихся в жилых помещениях по Всероссийской программе «Обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, реализуется только в порядке очередности, не нарушая законных прав данной категории лиц.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, как было указано выше, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, из статьи 132 Конституции Российской Федерации, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В соответствии с вышеуказанными федеральными законами был принят Закон Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
В силу части 2 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления, в том числе, обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
Вопрос о финансовом обеспечении государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован ст.5 Закона Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
В силу указанной нормы, а также ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГг. № «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено Министерству финансов РД и Министерству экономики РД совместно с Министерством образования РД, администрациями городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 года предусматривать средства на финансирования расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД. Для финансирования расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республиканском бюджете РД ежегодно отдельной строкой предусматриваются необходимые средства.
Из буквального толкования ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, следует, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 и возложении обязанности на ответчика предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда во внеочередном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление ФИО2 к Администрации ГО «<адрес>» о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда детям-сиротам – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Республики Дагестан, во внеочередном порядке, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда, по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения через Кизлярский городской суд РД.
Председательствующий Ю.А.Ефремов