Дело № 12-139/2021
Судья: Крылова В.М
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
19 апреля 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе Трофимовой С.Л. на постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Каримова Б.К.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2021 года Каримов Б.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе Трофимова С.Л. просит отменить постановление суда от 26 января 2021 года, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, посягает на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, состав правонарушения является формальным, считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных последствий, а в неисполнении гражданином обязанности по соблюдению обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебное заседание и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе Трофимова С.Л. не явилась.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения Каримова Б.К., нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В связи с сохраняющимся риском распространения заболевания, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 марта 2020 года вынесено постановление № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID- 2019» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 июля 2020 года № 22).
В соответствии с п.п. 2-2.2 названного Постановления гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), надлежит обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Таким образом, этиологическая диагностика коронавирусной инфекции COVID-19 проводится с применением метода полимеразной цепной реакции (ПЦР). Основным видом биоматериала для лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 является материал, полученный при заборе мазка из носоглотки (из двух носовых ходов) и ротоглотки, до получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 указанным методом граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации воздушным транспортом, обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим.
Как следует из материалов дела, Каримов Б.К., прибыв ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> на территорию Российской Федерации (в последующем прибыл по месту проживания) не заполнил форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для пребывающих на территорию Российской Федерации» с размещением информации о лабораторных исследований на COVID-19 методом ПЦР.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Каримова Б.К. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы административного дела, судья районного суда, установил, что в действиях Каримова Б.К имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, однако посчитал, что правонарушение не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также не причинило имущественного ущерба, поскольку в материалах дела имеются сведения об отрицательных результатах сдачи анализов Каримовым Б.К. на COVID-19, ранее Каримов Б.К. к административной ответственности не привлекался, и назначил административное наказание в виде предупреждения.
Вместе с тем при назначении Каримову Б.К. административного наказания в виде предупреждения судьей не было учтено следующее.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1).
Судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает назначение штрафа, возможность назначения административного наказания в виде предупреждения не устанавливает.
Однако, назначая Каримову Б.К. административное наказание в виде предупреждения, судья не учел приведенные выше положения КоАП РФ и назначил административное наказание, не предусмотренное санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из правовой позиции, отраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2008 года, утвержденном постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 04 и 25 марта 2009 года (вопрос 15) вышестоящая судебная инстанция вправе отменить незаконное решение и направить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении будет установлено, что судом были допущены нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в том числе, когда назначено наказание, не предусмотренное санкцией нормы КоАП РФ.
В данном случае допущенное при рассмотрении дела судьей районного суда нарушение предусмотренных статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным.
При таких обстоятельствах постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Каримова Б.К. отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова