Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-29/2020 (2-3089/2019;) ~ М-2931/2019 от 11.10.2019

Дело № 2-29/2020

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации

14 января 2020 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., с участием истца Леоновой Л.П., представителя ответчика Поповой Л.А., при секретаре судебного заседания Иващенко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоновой Л. П. к ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области об установлении факта, имеющего юридическое значение, о признании права на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Леонова Л.П. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области об установлении факта проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в г.Гомеле Белорусской ССР в период времени с 26 апреля 1986 года по 04 июня 1986 года; о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости с 16 августа 2019 года.

Из текста искового заявления и объяснения истца Леоновой Л.П., данного в ходе судебного разбирательства в судебном заседании от 10 декабря 2019 года и в настоящем судебном заседании, видно, что она во время аварии на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) обучалась на очной (дневной) форме обучения в Гомельском кооперативном институте Центросоюза (1982-1986 гг. обучения), переименованный в настоящее время в Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Истец, как иногородняя студентка, нуждающаяся в жилье, была зарегистрирована и проживала с 22.03.1985 года по 04.06.1986 года в общежитии указанного учебного заведения по <адрес>. Данный факт подтверждается архивной справкой от 24.01.2019 года № 05, выданной УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Обучалась и получила диплом под девичьей фамилией Марченко. Кроме того на запрос о выдаче справки, подтверждающей проживание истца в указанный период времени на данной территории, ею было получено письмо от 27.02.2019 года №07-23/62 от Гомельского областного исполнительного комитета (Управления жилищно - коммунального хозяйства и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), из содержания которого следует, что Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 июня 1992г. №328 г. Гомель Гомельской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В письме Гомельского областного исполнительного комитета указано, что выдать справку или иной вид документа, кроме письменного разъяснения, не предусмотрено перечнем административных процедур, осуществляемых государственными или иными органами Республики Беларусь по заявлениям граждан. Ответчик отказал истцу в назначении пенсии в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как у неё отсутствует справка установленного образа для оформления льготной пенсии. Однако, согласно Приказу от 11.04.2006 года МЧС России № 228, Минздравсоцразвития России № 9271, Минфина России № 63н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выдача специальных удостоверений единого образца гражданам, проживающим либо выехавшим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом действующим законодательством не предусмотрено. Поскольку истец фактически проживала в зоне с льготно-экономическим статусом в период с 26.04.1986 года по 04.06.1986 года, что подтверждается представленными документами, она обратилась в Серпуховское городское управление социальной защиты населения с просьбой выдать её удостоверение (справку) единого образца, как гражданину, проживающему либо выехавшему из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. На обращение истца в Серпуховское городское управление социальной защиты населения ей был дан отказ в письме от 22.02.2019 №21.61ТГ-31/03. В результате чего истец вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Из объяснения представителя ответчика ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области Поповой Л.А., данного в ходе судебного разбирательства в судебном заседании от 10 декабря 2019 года и в настоящем судебном заседании, видно, что в Законе РФ от 15.05.199 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в разделе 2 «Режим и экономическое оздоровление территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» статьей 7 (Зоны радиоактивного загрязнения) предусмотрено, что территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменений радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже, чем один раз в пять лет. Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074, а также ранее действующие перечни от 18.12.1997 года № 1582 и от 07.04.2005 года № 197, предусматривают населенные пункты, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории Российской Федерации. Законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины и Республики Беларусь, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. При наличии у гражданина РФ права на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину РФ только по одному из оснований по его выбору (статья 3 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1). В соответствии с архивной справкой от 13.02.2019 года № 15, выданной Учреждением образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» и письма Управления жилищно-коммунального хозяйства и по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Гомельского областного исполнительного комитета от 27.02.2019 года № 07-23/62 невозможно установить право на льготное пенсионное обеспечение.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с копиями свидетельства о рождении, справки о заключении брака, свидетельства о расторжении брака, свидетельства о заключении брака, диплома <номер>, архивных справок Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», письма Управления жилищно-коммунального хозяйства и по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - истец Леонова Л.П., <дата> рождения, в 1982 году зачислена в Гомельский кооперативный институт Центросоюза на 1 курс очной (дневной) формы получения образования по специальности «Товароведение и организация торговли промышленными товарами» (приказ № 102лс от 23.08.1982) и в 1986 году окончила Гомельский кооперативный институт Центросоюза (приказ № 121лс от 28.06.1986); истцу выдан диплом <номер>, регистрационный <номер>; с 22.03.1985 до 04.06.1986 была зарегистрирована по <адрес> (л.д. 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13-14, 15).

Истец Леонова Л.П. обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области – Серпуховский отдел – 14 мая 2019 года (л.д. 44).

Из Решения ГУ-Управление ПФР № 11 по г. Москве и Московской области от 22.05.2019 видно, что истцу отказано в установлении пенсии, поскольку право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отсутствует, так как выданная справка не соответствует установленному образцу для оформления льготной пенсии – ЧАЭС (л.д. 17, 18, 41-44).

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах, гарантируется гражданину Конституцией Российской Федерации

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (действующая редакция); мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 31.12.2018 года).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

На основании ч.1 пунктов 7, 8 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в частности, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).

В соответствии с положениями ст.28.1 указанного Закона отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях".

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1-10, 16-18 части 1 ст.30 и пунктами 1-6 части 1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Согласно ст. 33 настоящего Закона гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Согласно ст. 34 настоящего Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии ст. 49 вышеуказанного Закона гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций.

В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Судом бесспорно установлено, что г.Гомель Республики Беларусь относился к зоне с периодическим радиационным контролем, с плотностью загрязнения почв цезием - 137 от 1 до 5 Ки/км, студенческое общежитие Гомельского кооперативного института расположено по <адрес>. В период с 22 марта 1985 года по 04 июня 1986 года Леонова Л.П. проживала в общежитии университета по вышеуказанному адресу.

Оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имеется. Доказательств, опровергающих факт постоянного проживания Леоновой Л.П. с 22 марта 1985 года по 04 июня 1986 года в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, ответчиком не представлено. В материалах дела отсутствуют сведения о наличии у истца в указанный период времени иного постоянного места жительства.

Таким образом, учитывая, что истец в спорный период проживала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом и не имела иного постоянного места жительства, за ней следует признать право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на один год.

Исходя из изложенного, на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС», ст.ст.8, 12, 20 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст.167,194-199, 264, 265 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Установить факт проживания Леоновой Л. П. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в г.Гомеле Белорусской ССР в период времени с 26 апреля 1986 года по 04 июня 1986 года.

Признать за Леоновой Л. П. право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с положениями статья 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС» с учётом снижения общеустановленного пенсионного возраста для данной категории граждан на один год - с 16 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Крючков С.И.

Мотивированное решение составлено 16 марта 2020 года.

2-29/2020 (2-3089/2019;) ~ М-2931/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Леонова Людмила Павловна
Ответчики
ГУ-УПФР №11 по г. Москве Московской области
Другие
Министерство социального развития Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Крючков Сергей Иванович
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
11.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2019Передача материалов судье
18.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019Судебное заседание
14.01.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2020Дело оформлено
16.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее