Дело № 5-8/2023
УИД 67RS0009-01-2023-000164-89
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Демидов 3 августа 2023 года
Судья Демидовского районного суда Смоленской области Цветков А.Н., дополнительно исполняющий обязанности судьи Велижского районного суда Смоленской области,
при секретаре Румакиной О.Ю.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» – Дольникова Ю.Б.,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (Управление Роспотребнадзора по Смоленской области) – Вологжина С.Е.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Велижская центральная районная больница», ОГРН 1026700646653, ИНН 6701002092, находящегося по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
01.08.2023 в суд из Управления Роспотребнадзора по Смоленской области поступил административный материал в отношении юридического лица – Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Велижская центральная районная больница» (далее – ОГБУЗ «Велижская ЦРБ»), которое нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Данное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В ходе проведения плановой выездной проверки на основании решения руководителя Управления Роспотребнадзора по Смоленской области от 02.06.2023 № 03-309 в отношении ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» 17.07.2023 проведен отбор проб холодной питьевой воды из распределительной сети (водозаборный кран процедурного кабинета терапевтического отделения ОГБУЗ «Велижская ЦРБ») по адресу: <адрес>. Согласно экспертному заключению от 26.07.2023 №, протоколу лабораторных испытаний от 25.07.2023 №, выданных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» - проба холодной питьевой воды из распределительной сети (водозаборного крана процедурного кабинета терапевтического отделения) по исследованным микробиологическим показателям (общее микробное число, обобщенные колиформные бактерии, E.coli) не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно общее микробное число составило 65 KOE/см3 (не более 50 KOE/см3); E.coli, обобщенные колиформные бактерии обнаружены в количестве 9 KOE/100 см3, что не величине допустимого уровня (не должны обнаруживаться). Таким образом, нарушены: п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», разделу III, табл. 3.5 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
По результатам проверки ведущим специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Смоленской области И. в отношении ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» составлен протокол № от 27.07.2023 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Смоленской области Вологжин С.Е. просил привлечь ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ и во избежание наступления неблагоприятных последствий в результате совершенного юридическим лицом правонарушения, назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности системы водоснабжения, используемой для обеспечения деятельности буфетного отделения и столовой для приема пищи пациентами.
Представитель ОГБЗУ «Велижская ЦРБ» – Дольников Ю.Б. в судебном заседании не возражал против привлечения ОГБУЗ к административной ответственности в виде приостановления деятельности до получения нового экспертного заключения о соответствии воды действующим санитарным правилам и нормам.
Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
При организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
В силу ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил.
Согласно п. 2.6.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Согласно п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 №32, предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП, в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
Согласно п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 холодная и горячая вода, используемая для производственных целей, мытья посуды и оборудования, соблюдения правил личной гигиены должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
Таблицей 3.5. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2, установлены санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды систем централизованного питьевого водоснабжения, в том числе горячего водоснабжения.
Согласно п. 75 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
В судебном заседании установлено, что 02.06.2023 Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области было принято решение № о проведении плановой выездной проверки в отношении ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» по адресу: <адрес> период времени с 17.07.2023 по 28.07.2023 (л.д.31-38).
В ходе указанной проверки выявлены нарушения обязательных требований, в том числе проба холодной питьевой воды из распределительной сети (водозаборного крана процедурного кабинета терапевтического отделения ОГБУЗ «Велижская ЦРБ») по исследованным микробиологическим показателям (общее микробное число, обобщенные колиформные бактерии, E.coli) не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно общее микробное число составило 65 KOE/см3 (не более 50 KOE/см3); E.coli, обобщенные колиформные бактерии обнаружены в количестве 9 KOE/100 см3, что не величине допустимого уровня (не должны обнаруживаться). Таким образом, нарушены: п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», разделу III, табл. 3.5 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (экспертное заключение от 26.07.2023 № 2625, протокол лабораторных испытаний от 25.07.2023 № 9472, выданные ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области»).
Данный факт подтверждается исследованными в ходе судебного заседания письменными доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от 27.07.2023, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Смоленской области И. по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (л.д.2-4);
- решением о проведении выездной плановой проверки от 02.06.2023 № (л.д.31-38);
- актами (протоколами) отбора проб воды от 17.07.2023 (л.д.26-31);
- протоколом лабораторных испытаний № от 25.07.2023 (л.д.7-8);
- экспертным заключением № от 26.07.2023, согласно которому качество питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранной из распределительной сети (водозаборного крана процедурного кабинета терапевтического отделения ОГБУЗ «Велижская ЦРБ») по исследованным микробиологическим показателям (общее микробное число, обобщенные колиформные бактерии, E.coli) не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно общее микробное число составило 65 KOE/см3 (не более 50 KOE/см3); E.coli, обобщенные колиформные бактерии обнаружены в количестве 9 KOE/100 см3, что не величине допустимого уровня (не должны обнаруживаться) (л.д.9-10);
- письменным сообщением Управления Роспотребнадзора по Смоленской области от 28.07.2023 (л.д.5-6).
Все доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и получены в порядке, не противоречащем Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Их совокупность для вывода о виновности юридического лица достаточна. Оснований не доверять собранным по делу доказательствам у суда не имеется.
Судом установлено, что балансовой принадлежностью и эксплуатационной ответственностью системы водоснабжения ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» является внутренняя водопроводная сеть.
Из материалов дела следует, что отбор проб воды производился из водопроводного крана терапевтического отделения ОГБУЗ «Велижская ЦРБ», то есть внутри здания в зоне балансовой принадлежности ОГБУЗ «Велижская ЦРБ».
По смыслу пунктов 4, 16 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» деятельность ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» связана с осуществлением холодного водоснабжения с использованием централизованных систем.
В силу положений п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, которые производят ее транспортировку непосредственно до потребителя.
Исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, оценив доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и относимости, суд находит доказанной вину ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, а его действия квалифицирует по ст. 6.5 КоАП РФ, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, при решении вопроса о виде и размере административного наказания юридическому и физическому лицу суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического и физического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
У суда нет оснований считать указанное правонарушение малозначительным, поскольку в данном случае имело место нарушение требований закона в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что в свою очередь связано с возможной угрозой жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних лиц.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ одним из видов административных наказаний является административное приостановление деятельности. Данное административное наказание назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В силу ст.3.12 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, учитывая характер административного правонарушения, принимая во внимание имущественное и финансовое положение ОГБУЗ «Велижская ЦРБ», судья считает необходимым назначить ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» административное наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку иные виды наказания, предусмотренные санкцией настоящей статьи, не способны достичь целей административного наказания.
При этом суд считает, что срок административного приостановления деятельности необходимо назначить на 11 суток, поскольку указанный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В случае досрочного устранения выявленных нарушений требований санитарного-эпидемиологического законодательства, виновное лицо вправе обратиться в суд с ходатайством о досрочной отмене назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░ 1026700646653, ░░░ 6701002092 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░ 11 (░░░░░░░░░░░) ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 27.07.2023.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░