Дело №
решение
Именем РоссийскойФедерации
<адрес> 1 июня 2023 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Шеди А.В.,
при помощнике судьи Накостоевой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мержуевой Ф. С. к Мержуеву Р. Г. о взыскании алиментов,
УСТАНОВИЛ:
Мержуева Ф.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла с ответчиком в зарегистрированном браке. От данного брака имеет несовершеннолетних детей: дочь Мержуеву С. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына Мержуева Р. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> брак между ними расторгнут. Ответчик не занимается вопросами обеспечения детей, в связи с чем просит взыскать с ответчика в ее пользу алименты на содержаниенесовершеннолетних детей Мержуеву С. Р. и Мержуева Р. Р. в размере 24 380 рублей, до совершеннолетия каждого из детей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Эта обязанность носит безусловный характер и не связывается законодателем с наличием либо отсутствием у гражданина постоянного и достаточного дохода.
Согласно Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находится под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38 части 1, 2).
Указанные конституционные положения согласуются в полной мере с положениями статьи 27 Конвенции о правах ребенка 1989 года, в соответствии с которыми государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1); родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (пункт 2).
Приведенным положениям корреспондирует закрепленный в пункте 3 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации принцип заботы о благосостоянии детей, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
На основании части 1 статьи 83 указанного Кодекса при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со статьей 81 данного Кодекса) и в твердой денежной сумме.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов", решая вопросы об установлении размера алиментов, подлежащих взысканию в твердой денежной сумме (статьи 83, 85, 87, 91, 98 СК РФ), размера дополнительных расходов на детей или родителей (статьи 86, 88 СК РФ), об уменьшении или увеличении размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителей (пункт 2 статьи 81 СК РФ), об изменении установленного судом размера алиментов или об освобождении от уплаты алиментов (статья 119 СК РФ), об освобождении от уплаты задолженности по алиментам (статья 114 СК РФ), а также иные вопросы, которые в соответствии с нормами раздела V СК РФ подлежат разрешению судом с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств или интересов сторон, необходимо исходить из следующего:
при определении материального положения сторон следует учитывать все виды их доходов (заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, от использования результатов интеллектуальной деятельности, пенсии, пособия, выплаты в счет возмещения вреда здоровью и другие выплаты), а также любое принадлежащее им имущество (в том числе ценные бумаги, паи, вклады, внесенные в кредитные организации, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью);
при установлении семейного положения плательщика алиментов следует, в частности, выяснить, имеются ли у него другие несовершеннолетние или нетрудоспособные совершеннолетние дети либо иные лица, которых он обязан по закону содержать;
иными заслуживающими внимания обстоятельствами являются, например, нетрудоспособность плательщика алиментов, восстановление трудоспособности получателя алиментов.
Как следует из материалов дела, Мержуева Ф.С. и Мержуев Р.Г. состояли зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ. От данного брака имеются несовершеннолетние дети: дочь Мержуева С. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын Мержуев Р. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ брак между Мержуевой Ф.С. и Мержуевым Р.Г. расторгнут. С момента прекращения брачных отношений дети находится с истцом и на ее содержании.
Судом установлено, что соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей сторонами не заключалось, ответчик материальную помощь на содержание несовершеннолетнего ребенка не оказывает.
Согласно ответу Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в структурных подразделениях Управления ФССП России по <адрес> исполнительные производства в отношении Мержуева Р.Г. не находятся.
Из содержания ответаУправления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о регистрации Мержуева Р.Г. в качестве индивидуального предпринимателя в базе данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей отсутствуют.
Из ответа Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мержуев Р.Г. не состоит на учете и не является получателем пенсионных и социальных выплат.
Таким образом, судом установлено, что ответчик Мержуев Р.Г. в настоящее время постоянного места работы и регулярного дохода не имеет. Каких-либо объективных препятствий в трудоустройстве ответчика в целях создания детям достойного содержания, в судебном заседании, не установлены. При этом суд отмечает, что распределение бремени доказывания по искам о взыскании алиментов носит общий, предусмотренный ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, характер. Вместе с тем, каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, Мержуевым Р.Г. суду не представлены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей и иных совершеннолетних лиц, подлежащих взысканию в твердой денежной сумме, определяется судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон (статьи 85, 87, 89, 90, 93-97 СК РФ). При этом судам следует также исходить из необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных правоотношений.
Учитывая изложенные обстоятельства, в совокупности с приведенными положениями закона, суд полагает исковые требования о взыскании алиментов в твердой денежной сумме обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 83 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме на несовершеннолетних детей с родителей, а также с бывших усыновителей при отмене усыновления (пункт 4 статьи 143 СК РФ), определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Определяя размер подлежащих взысканию алиментов, суд учитывает, что согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в <адрес> на 2023 год"с ДД.ММ.ГГГГ величина прожиточного минимума в <адрес> на детей составляет 13 851 рублей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что семейным законодательством расходы по содержанию детей возложены на родителей в равной степени, исходя из максимально возможного сохранения детям прежнего уровня обеспечения, с учетом материального положения сторон, состояния их здоровья и семейного положения, суд полагает возможным взыскать с ответчика алименты на содержание ребенка в твердой денежной сумме в размере 6 925 рублей ежемесячно на каждого ребенка, что составляет ? величины прожиточного минимума для детей в <адрес>.
С учетом правил статьи 119 СК РФ суд разъясняет сторонам, что если после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты.
Также, взыскиваемые алименты подлежат индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты (ч. 1 ст. 117 СК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 107 СК РФ алименты присуждаются с момента обращения в суд. Из материалов дела усматривается, что истица обратилась в суд с исковым заявлением – ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 211 ГПК РФ решение в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Мержуева Р.Г. в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования Мержуевой Ф. С. к Мержуеву Р. Г. о взыскании алиментов удовлетворить частично.
Взыскать с Мержуева Р. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Мержуевой Ф. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, алименты на содержание несовершеннолетних детей: Мержуевой С. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мержуева Р. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в твердой денежной сумме в размере 6 925 (шесть тысяч девятьсот двадцать пять) рублей ежемесячно на каждого ребенка, что составляет ? величины прожиточного минимума на детей в <адрес>, с последующей индексацией этой суммы пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей в <адрес>, начиная с даты подачи искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ) и до совершеннолетия детей.
Взыскать с Мержуева Р. Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме –ДД.ММ.ГГГГ