Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-360/2022 от 29.03.2022

Судья Климова И.А.

Дело № 7-754/2022 / 12-360/2022

УИД 59RS0003-01-2022-001228-18

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 30 марта 2022 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Шавриной Яны Александровны на постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 14.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Цугошвили Шорены,

у с т а н о в и л а:

Постановлением судьи Кировского районного суда г. Перми от 14.03.2022 гражданка **** Цугошвили Ш. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Цугошвили Ш. на основании ордера адвокат Шаврина Я.А. просит об изменении данного постановления посредством исключения указания на назначение административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, указывая, что Цугошвили Ш. проживает на территории Российской Федерации совместно с матерью, имеющей гражданство Российской Федерации, и тремя детьми, территорию **** покинула в 2005 году вследствие военного *** конфликта. Административное выдворение будет препятствовать приобретению Цугошвили Ш. гражданства Российской Федерации, а также вследствие последствий данного вида наказания будет нарушена ст.8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст.8 Конвенции о правах ребенка.

В судебном заседании в краевом суде защитник Шаврина Я.А., Цугошвили Ш. жалобу поддержали.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, допросив в качестве свидетеля Ц., исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 1.1 ст.18.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абз. 9 п.1 ст.2).

Согласно абз.1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 5 названного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 указанной статьи.

Исходя из ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, гражданка **** Цугошвили Ш. прибыла на территорию Российской Федерации 22.04.2005 в соответствии с визой для въезда сроком до 27.06.2005; в период законного срока пребывания за пределы Российской Федерации не выехала, в установленном порядке с соответствующими заявлениями, при наличии которых срок пребывания мог быть продлен, не обращалась, новая виза, разрешение на временное проживание или вид на жительство не выдавались Цугошвили Ш. находится на территории Российской Федерации, уклоняясь от выезда из Российской Федерации.

Установив факт незаконного нахождения Цугошвили Ш. на территории Российской Федерации, судья районного суда сделал обоснованные выводы о допущенном ею нарушении требований миграционного законодательства, образующем состав административного правонарушения, ответственность по которому наступает по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Факт нарушения Цугошвили Ш. требований Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ подтверждается материалами дела, включая подписанный ею без возражений протокол об административном правонарушении, объяснения Цугошвили Ш., визу, сведения автоматической системы центрального банка данных учета иностранных граждан, а также иными доказательствами.

Доводы, которые могли бы повлиять на законность привлечения Цугошвили Ш. к административной ответственности, не приводятся, такие обстоятельства не установлены, равно как и обстоятельства, исключающие административную ответственность в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление о назначении Цугошвили Ш. административного наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.

Санкцией ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно ч.2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В жалобе, поданной в краевой суд, а также при даче письменных объяснений 14.03.2022 Цугошвили Ш. заявляла, что на территории Российской Федерации проживает ее мать – гражданка Российской Федерации. Из материалов дела и представленных документов следует, что, действительно, на территории Российской Федерации проживает мать Цугошвили Ш. Ц., являющаяся гражданкой Российской Федерации, проживающая в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: ****, который Цугошвили Ш. последовательно указывала в качестве своего места жительства. Ц., дата рождения, имеет третью группу инвалидности бессрочно, согласно представленной справке нуждается в постоянном постороннем уходе. Как поясняла допрошенная в качестве свидетеля Ц., по состоянию здоровья она не может делать уборку, еду готовит не всегда, Цугошвили Ш. проживает с ней, как и два внука (сыновья Цугошвили Ш.).

Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, которые складываются на протяжении длительного периода времени.

В Постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

В соответствии с п. 2 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Цогашвили Ш. на уважение семейной жизни.

Кроме того, со слов Цугошвили Ш., Ц., все связи в Республике **** ими утрачены, помещение для проживания отсутствует.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, назначение Цугошвили Ш. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не согласуется требованиям ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При таких обстоятельствах и при том, что Цугошвили Ш. ранее к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства не привлекалась, самостоятельно явилась Отдел по вопросам миграции ОП №3 (дислокация Кировский район) УМВД России по г.. Перми, в отсутствие сведений о том, что Цугошвили Ш. скрывалась от органов власти, с учетом положений п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 14.03.2022 подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Цугошвили Ш. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Каких-либо нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы повлекли отмену постановления от 14.02.2022, допущено не было.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 14.03.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Цугошвили Шорены, изменить: исключить из него указание на назначение Цугошвили Шорене административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации; в остальной части названное постановление - оставить без изменения.

Решение вступило в законную силу.

Судья - подпись

12-360/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Цугошвили Шорен
Другие
Шаврина Яна Александровна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Филатова Екатерина Сергеевна
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
29.03.2022Материалы переданы в производство судье
30.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Вступило в законную силу
30.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее