Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1050/2023 ~ М-987/2023 от 20.10.2023

дело № 2-1050/2023

                                                                 РЕШЕНИЕ

                                                 Именем Российской Федерации

29 ноября 2023 года                                г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н.,

при секретаре помощнике судьи Дмитриевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «БВК» о возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

    Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному предприятию «БВК» (        далее МП «БВК») о возложении обязательств сформировать общий нормативный запас топлива в размере <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля на котельных г. Северобайкальска в срок до ДД.ММ.ГГГГ Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Установлено, что с целью обеспечения жизнедеятельности населения г. Северобайкальск, МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» МО «город Северобайкальск» и МП «БВК» заключили договор «О пользовании муниципальным имуществом г. Северобайкальск на праве хозяйственного ведения» от ДД.ММ.ГГГГ , на основании которого МП «БВК» приняло на праве хозяйственного ведения имущество в соответствии с уставной деятельностью.

    В соответствии с пунктами 1.9, 2.1 Устава МП «БВК» целями и предметом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.

    Таким образом, обязанность по созданию нормативного запаса топлива возложена на МП «БВК».

    Постановлением администрации МО «город Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ МП «БВК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

    Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на источники тепловой энергии МП «БВК» утвержден ННЗТ – <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля, НЭЗТ – <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля, ОНЗТ – <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля.

    В силу распоряжения главы МО «город Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ «О начале отопительного сезона» на территории города отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ г.г. начат ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас угля на котельных МП «БВК» составлял <данные изъяты> тонн.

    Общий нормативный запас топлива ответчиком не сформирован, что противоречит требованиям пунктов 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , пунктов 3,11 порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    Неформирование общего нормативного запаса топлива на котельных г. Северобайкальск не отвечает требованиям надежной и стабильной работы котельных, обеспечения плановой выработки тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива, установленных пунктом 11 Приказа Минэнерго РФ № 377, способно повлечь неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровья населению г. Северобайкальск в случае приостановки теплоснабжения вследствие отсутствия угля, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории города на охрану жизни и здоровья, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

    В целях защиты прав неопределенного круга лица, МП «БВК» обязано сформировать общий нормативный запас топлива.

    В судебном заседании прокурор ТОЮ исковые требования поддержала, просила суд возложить обязательства сформировать общий нормативный запас топлива в размере <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля на котельных г. Северобайкальска в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика по доверенности СТВ иск не признала, просила учесть, что ДД.ММ.ГГГГ МП «БВК» заключен контракт на поставку угля в объеме <данные изъяты> тонн, контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение. Согласно графику поставки товара, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена поставка угля в объеме <данные изъяты> тонны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в объеме <данные изъяты> тонн. Данный контракт является действующим. Поставщиком график поставки контракта неоднократно нарушался, причиной просрочки поставки угля является отсутствие вагонов. МП «БВК» постоянно проводит работу по закупке угля, в объемах, необходимых предприятию. ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт на поставку угля в размере <данные изъяты> тонн. Таким образом, МП «БВК» исполняет обязанности по теплоснабжению и горячему водоснабжению на территории города без нарушений действующего законодательства.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации МО «город Северобайкальск» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

    Как следует из материалов дела, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» и МП «БВК», последнему передано на праве хозяйственного ведения имущество в соответствии с уставной деятельностью.

    Согласно пункта 2.1 Устава целью и предметом деятельности МП «БВК» является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.

В соответствии с Постановлением Администрации МО «город Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ , МП «БВК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования «город Северобайкальск» с ДД.ММ.ГГГГ, установлена зона деятельности предприятия в пределах систем теплоснабжения на территории МО «город Северобайкальск».

Актом приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ г. имущество системы инфраструктуры – объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в собственности МО «город Северобайкальск» преданы МП «БВК».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 11 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, пункту 4 части 2 статьи 5, части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13, пунктами 9, 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила № 103), одним из критериев оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду является, в том числе, наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии. Паспорт готовности к отопительному периоду выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течении 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в соответствующий срок. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.

Согласно пунктам 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115), эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (далее – Правила № 377).

В силу пунктов 2, 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , под исполнителем коммунальной услуги необходимо понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.

Уполномоченным органом по вопросу установления нормативов запасов топлива в Республике Бурятия является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (пункт 3.17.11 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ).

Объемы топлива для создания нормативных запасов для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей должны быть подтверждены на основании установленных для предприятия нормативов.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 11, 15 Правил № 377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ). ОНЗТ определяется не позднее 1 октября, предшествующего планируемому. ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

В расчете ННЗТ учитываются следующие объекты: объекты социально значимых категорий потребителей – в размере максимальной тепловой нагрузки за вычетом тепловой нагрузки горячего водоснабжения; центральные тепловые пункты, насосные станции, собственные нужды источников тепловой энергии в осенне-зимний период (пункт 5 Правил № 377).

В течение трехлетнего периода ННЗТ подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников (пункт 7 Правил № 377).

Согласно акту проверки готовности к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ г.г., комиссия Забайкальского Ростехнадзора установила, что МО «город Северобайкальск» готово к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ г.г.

Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммнуального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на источники тепловой энергии МП «БВК» утвержден ННЗТ <данные изъяты> тыс. тонн бурого угля, НЭЗТ – <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля, ОНЗТ <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля.

В силу распоряжения главы МО «город Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ «О начале отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ г.г. на территории МО «город Северобайкальск» отопительный период начат ДД.ММ.ГГГГ

На момент подачи прокурором иска запас топлива на топливном складе МП «БВК» составлял <данные изъяты> тонн, что подтверждено докладом по обстановке при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций по муниципальному образованию «город Северобайкальск».

На дату рассмотрения дела запас топлива составляет <данные изъяты> тонн, что подтверждено представителем ответчика.

Судом исследован контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МП «БВК» и ООО «Евротрейд», согласно которому Общество обязалось поставлять уголь для нужд МП «БВК» по графику.

Согласно сообщению ООО «Евротрейд» от ДД.ММ.ГГГГ поставка угля для нужд МП «ВБК» в полном объеме не осуществлена в связи с наличием задолженности Обществом перед поставщиком.

В судебном заседании представитель МП «БВК» показал, что задолженность погашена, однако уголь не допоставлен по причине отсутствия железнодорожных вагонов.

Кроме того, судом исследован мотивированный отказ от подписания акта приемки товара от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому МП «БВК» отказало ООО «Евротрейд» принять поставленный уголь в связи с нарушением ООО «Евротрейд» Правил перевозок железнодорожным транспортом. Было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на станцию назначения г. Северобайкальск прибыл груз в виде угля бурого в количестве <данные изъяты> вагонов. Данный груз прибыл в смершемся состоянии, что явилось причиной невозможности его выгрузки, что подтверждено актом общей формы от ДД.ММ.ГГГГ, выданным перевозчиком.

Судом также исследованы претензии, направленные МП «БВК» от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что МП «БВК» указывает о недопоставке угля в соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, нарушении сроков поставки и уменьшении объектом поставок, что приводит к срыву отопительного сезона в г. Северобайкальск.

Из графика реальных поставок следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. недопоставка угля составила <данные изъяты> тн. в связи с отсутствием вагонов, в ДД.ММ.ГГГГ. недопоставка угля составила <данные изъяты> тн., в ДД.ММ.ГГГГ недопоставка составила <данные изъяты> тн.

Из материалов дела также следует, что расход топлива на ДД.ММ.ГГГГ в сутки составил <данные изъяты> тн/сутки, при общем запасе <данные изъяты> тн.

Таким образом, с учетом размера суточного расхода топлива, суд приходит к выводу, что нормативный запас ответчиком на момент рассмотрения дела, не обеспечен.

    Более того, в связи со срывом графиков поставки топлива по различным основаниям, существует угроза того, что топливо не будет поставлено во время. Данные обстоятельства могут повлечь неблагоприятные последствия в виде невозможности обеспечить ответчиком теплоснабжение объектов города в зимний период времени, причинение вреда жизни и здоровья населению г. Северобайкальск, создают угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории города на охрану жизни и здоровья, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

В связи с чем, суд считает необходимым возложить на МП «БВК» обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива в г. Северобайкальск, Республики Бурятия в соответствии с установленными нормативами в размере <данные изъяты> тонны.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время заключен контракт между МП «БВК» и АО «Разрез Тугнуйский», от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому поставщик обязан поставить топливо согласно графику, не может освободить от создания нормативного запаса топлива на дату принятия решения, т.к. поставка топлива по данному контракту должна осуществляться только с ДД.ММ.ГГГГ тогда как обязательства по поставке топлива по предыдущему контракту с ООО «Евротрейд» в настоящее время не соблюдаются.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Учитывая, что бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, суд считает, что прокурор имеет право обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения ( далее Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Учитывая, что отсутствие нормативного запаса топлива в зимний период времени может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по исполнению решения суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие «БВК» (ОГРН сформировать общий нормативный запас топлива в размере <данные изъяты> тонн бурого угля на котельных г. Северобайкальск Республики Бурятия.

Установить в данной части срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с МП «БВК» государственную пошлину в доход МО «город Северобайкальск» в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:                        Е.Н. Казакова

УИД:

2-1050/2023 ~ М-987/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор РБ в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное предприятие "БВК"
Другие
Администрация муниципального образования "город Северобайкальск"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Казакова Евгения Николаевна
Дело на сайте суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
20.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2023Передача материалов судье
26.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Подготовка дела (собеседование)
13.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024Дело оформлено
15.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее