Дело №2а-1-109/2021
73RS0012-01-2021-000065-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«12» февраля 2020 года г. Димитровград
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мягкова А.С.
при секретаре Сергеенковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения здравоохранения «Рязановская участковая больница» к *** МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Х., МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
ГУЗ «Рязановская участковая больница» обратилось в суд с административным иском к *** МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Х., МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, указывая, что **.**.**** *** МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Х. рассмотрены материалы исполнительного производства от *** № №***, возбужденного на основании исполнительного документа - Постановления от **.**.**** № №***, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, предмет исполнении: произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа и с учетом сумм в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере: 1 724 096,31 руб., в отношении должника государственного учреждения здравоохранения Рязановская участковая больница (далее ГУЗ Рязановская участковая больница).
По итогам рассмотрения вынесено постановление судебного пристава- исполнителя от **.**.****, полученное ГУЗ Рязановская участковая больница заказной корреспонденцией **.**.****, о взыскании с ГУЗ Рязановская участковая больница исполнительного сбора в размере 120.686,74 рублей в связи с неисполнением в срок данного исполнительного документа.
Положениями ч.1, ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается *** по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил *** доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Между тем, у ГУЗ Рязановская участковая больница отсутствовала возможность исполнить Постановление от **.**.**** №***, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области и произвести оплату налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа в размере 1 724 096,31 руб.
Денежные средства, находящиеся в распоряжении ГУЗ Рязановская участковая больница, имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета Ульяновской области на **.**.**** год, утвержденной Законом Ульяновской области от **.**.**** №*** «Об областном бюджете Ульяновской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
Таким образом, ГУЗ Рязановская участковая больница не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить Постановление от **.**.**** №***, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области и произвести оплату налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа в размере: 1 724 096,31 руб. в связи с недостаточным финансированием.
ГУЗ Рязановская участковая больница не отстраняется и не уклоняется от исполнения указанного постановления.
Кроме того, ГУЗ Рязановская участковая больница неоднократно обращалось в адрес Учредителя — Министерство здравоохранения Ульяновской области с просьбой о выделении денежных средств на исполнение требований, в том числе данного исполнительного документа, указывая на возбуждение исполнительного производства (обращения от **.**.**** №***, от **.**.**** №***, от **.**.**** №***, от **.**.**** №***).
В силу ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Так, согласно Распоряжению Министерства здравоохранения Ульяновской области от **.**.**** №*** и договору от **.**.**** №***; Распоряжению Министерства здравоохранения Ульяновской области от **.**.**** №*** и договору от **.**.**** №*** о предоставлении субсидии государственному учреждению здравоохранения Рязановская участковая больница, Министерством здравоохранения Ульяновской области были выделены субсидии на осуществление выплат по исполнению исполнительных документов в сумме 1 844 331 руб., в том числе на оплату исполнительного документа по Постановлению от **.**.**** №***, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области.
Данная субсидия была перечислена ГУЗ Рязановской участковой больнице платежным поручением от **.**.**** №*** в сумме 464 007 руб. и платежным поручением от **.**.**** №*** в сумме 1 380 324,86 руб. и поступила на лицевой счет **.**.**** и **.**.**** соответственно.
Таким образом, возможность исполнения постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от **.**.**** №*** к моменту истечения срока добровольного исполнения и до фактического поступления денежных средств на лицевой счет, в связи с чем исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Учитывая данные обстоятельства и принимая во внимание трудное финансовое положение ГУЗ Рязановской участковой больницы, считает, что ГУЗ Рязановская участковая больница подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора по постановлению *** от **.**.**** по исполнительному производству №***.
Просит освободить ГУЗ Рязановскоя участковая больница от взыскания исполнительского сбора в размере 120 686,74 руб. по постановлению *** Отдела судебных приставов по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области от **.**.****.
Представитель административного истца – *** Кочемазов А.В. в судебном заседании административный иск поддержал по вышеизложенным доводам и пояснил суду, что больница, как государственное учреждение финансируется за счет областного бюджета и не исполняло требования налогового органа в связи с отсутствием финансирования.
Административный ответчик *** МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Х. в суде не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве административного ответчика Управления ФССП России по Ульяновской области, а также в качестве заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России №8 по Ульяновской области, не явились, извещены надлежаще и своевременно, представили отзыв.
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав участников процесса и изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 вышеназванного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 рублей.
Должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 №1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Согласно п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено, что **.**.**** *** МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Х. возбуждено исполнительное производство № №*** о взыскании с ГУЗ «Рязановская участковая больница» налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм указанных в требовании об уплате налога, сбора пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа и с учетом сумм в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере: 1 724 096,31 руб. Данное постановление получено ГУЗ «Рязановская участковая больница» **.**.****, по истечению срока для добровольного исполнения исполнительного производства **.**.**** *** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №***. Также **.**.**** *** исполнителем МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Х. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №№***, а исполнительский сбор (Постановление о взыскании исполнительного сбора от **.**.**** №***) выделено в отдельное исполнительное производство. На основании данного постановления возбуждено исполнительное производство №*** от **.**.****.
Согласно Уставу ГУЗ Рязановская участковая больница является некоммерческим бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области. Финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п.4.1). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением собственником или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п.4.2). Основными источниками финансовых ресурсов Учреждения являются: средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий (п.4.4.1).
Денежные средства, находящиеся в распоряжении ГУЗ Рязановская участковая больница, имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета Ульяновской области на **.**.**** год, утвержденной Законом Ульяновской области от **.**.**** №*** «Об областном бюджете Ульяновской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
Как установлено в судебном заседании, несвоевременное исполнение решения налогового органа и требования судебного пристава, связаны с отсутствием у административного ответчика денежных средств. Каких-либо самостоятельных доходов, способных покрыть образовавшуюся задолженность у ГУЗ «Рязановская участковая больница не имелось.
Согласно Распоряжению Министерства здравоохранения Ульяновской области от **.**.**** №*** и договору от **.**.**** №***; Распоряжению Министерства здравоохранения Ульяновской области от **.**.**** №*** и договору от **.**.**** №*** о предоставлении субсидии государственному учреждению здравоохранения Рязановская участковая больница, Министерством здравоохранения Ульяновской области были выделены субсидии на осуществление выплат по исполнению исполнительных документов в сумме 1 844 331 руб., в том числе на оплату исполнительного документа по Постановлению от **.**.**** №***, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области.
Данная субсидия была перечислена ГУЗ Рязановской участковой больнице платежным поручением от **.**.**** №*** в сумме 464 007 руб. и платежным поручением от **.**.**** №*** в сумме 1 380 324,86 руб. и поступила на лицевой счет **.**.**** и **.**.**** соответственно.
Таким образом, возможность исполнения постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от **.**.**** №*** была поставлена в зависимость от предоставления из бюджета Ульяновской области денежных средств на эти цели. У ГУЗ «Рязановская участковая больница» отсутствовала реальная возможность исполнения постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от **.**.**** №*** к моменту истечения срока добровольного исполнения.
Исходя из указанных выше обстоятельств, суд полагает возможным административное исковое заявление ГУЗ «Рязановская участковая больница» удовлетворить и освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 120 686 руб. 74 коп. по указанному выше исполнительному производству, возбужденному **.**.****.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ГУЗ «Рязановская участковая больница» удовлетворить.
Освободить Государственное учреждение здравоохранения «Рязановская участковая больница» от исполнительского сбора в сумме 120686 руб. 74 коп. вынесенного *** МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, в рамках исполнительного производства №***, возбужденного **.**.****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательно форме – 17 февраля 2021 года
Судья А.С. Мягков