УИД№RS0№-09
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 октября 2023 года <адрес>
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Калиниченко Н.В.,
с участием:
прокурора ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <адрес> Республики Крым, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Зуйскому сельскому совету <адрес> Республики Крым, третьи лица: <адрес> Республики Крым, Главное управление МЧС по <адрес>, Министерство финансов Республики Крым, о возложении обязанностей совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учётом уточнённых исковых требований, просил обязать администрацию Зуйского сельского поселения <адрес> предусмотреть в проекте бюджета на 2024 год и выделить денежные средства на цели обеспечения пожарной безопасности территории населенных пунктов <адрес> Республики Крым, обязать администрацию Зуйского сельского поселения <адрес> обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в <адрес> и <адрес> Республики Крым, обязать Администрацию Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пожаре) на территории <адрес> Республики Крым.
Исковые требования мотивировал тем, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов Зуйского сельского поселения является публично-правовой обязанностью администрации Зуйского сельского поселения. По результатам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой района и ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> в деятельности администрации Зуйского сельского поселения выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», которые нашли свое отражение в предписании от ДД.ММ.ГГГГ и не устранены. Так, в <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Кроме этого, на территории <адрес>, пгт. Зуя, <адрес> отсутствуют звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пожаре). <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Зуйского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона в сфере противопожарной безопасности. До настоящего времени Администрацией нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств на указанные цели. Таким образом, в проекте бюджета Зуйского сельского поселения необходимо предусмотреть и выделить необходимую сумму для обеспечения указанных сёл системами оповещения населения от пожара и источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Длительное не устранение органом местного самоуправления нарушений вышеуказанных требований федерального законодательства и правил противопожарного режима, которые по своему характеру могут создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, свидетельствует о необходимости защиты интересов неопределенного круга лиц со стороны прокурора путем понуждения устранить выявленные нарушения в судебном порядке.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена <адрес> Республики Крым.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Главное управление МЧС по <адрес>.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Зуйский сельский совет <адрес> Республики Крым.
<адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено Министерство финансов Республики Крым.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание представители ответчиков не явились, о рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица – <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, судебная корреспонденция направлялась в установленном законом порядке, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что Отделением надзорной деятельности по <адрес> Главного управления МЧС России по <адрес> о проведении внеплановой выездной проверки органа государственной власти (местного самоуправления) принято решение о проведении проверки в отношении администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым, задачами которой является надзор за соблюдением требований пожарной безопасности.
В соответствии с актом проверки органа государственной власти (местного самоуправления) от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным Отделением надзорной деятельности по <адрес> Главного управления МЧС России по <адрес>, в ходе проверки выявлены нарушения в реализации полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством: не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно: не обеспечено оповещение населения о пожаре; на территории населенных пунктов (<адрес>) отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
С данным актом проверки председатель Зуйского сельского совета- глава администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует личная подпись.
Копией предписания Отделения надзорной деятельности по <адрес> Главного управления МЧС России по <адрес> № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, вынесенного в отношении администрации Русаковского сельского поселения <адрес> Республики Крым подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» необходимо устранить следующие нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: обеспечить первичные меры пожарной безопасности, а именно: обеспечить оповещение населения о пожаре, срок устранения – ДД.ММ.ГГГГ; территорию населенных пунктов (<адрес>) обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Указанное предписание было получено председателем Зуйского сельского совета - главой администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым было направлено представление прокуратуры <адрес> Республики Крым об устранении нарушений законодательства в сфере противопожарной безопасности.
В соответствии с письмом администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, в связи с тем, что указанные недостатки в представлении возможно устранить при наличии бюджетных средств, при формировании бюджета на 2023 года будет рассмотрен вопрос о резервировании средств для решения указанных вопросов.
Согласно копии письма администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, на пожарную безопасность муниципальных образований <адрес> Республики Крым планируется заложить 1915000,00 руб. Данная сумма не является окончательной и может подлежать корректировке. Планируемые средства на пожарную безопасность, в разрезе по поселениям: Зуйский сельский совет – 200 000,00 руб.
Системы оповещения населения о пожаре территорий в населенных пунктов <адрес> Республики Крым, отсутствуют; территории населенных пунктов <адрес> не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, что подтверждается сообщением начальника ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>.
Решением 42-й сессии 2 созыва Зуйского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден бюджет муниципального образования Зуйское сельское поселение <адрес> Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В нарушение указанных норм закона ответчик не предпринял должных мер для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, доказательств обратного суду не предоставлено.
Указанные выше нарушения требований законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создавая непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу положений частей 1 - 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом того, что в силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Из части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Таким образом, судом установлено нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности, наличие которых представляет угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, применив к спорным правоотношениям положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца в части возложения на ответчика обязанности по установке систем оповещения населения о пожаре и обеспечение источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Разрешая заявленные исковые требования в части обязания администрации Зуйского сельского поселения <адрес> предусмотреть в проекте бюджета на 2024 год и выделить денежные средства на цели обеспечения пожарной безопасности территории населенных пунктов <адрес> Республики Крым, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Суд принимает во внимание, что утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований об обязании администрации Зуйского сельского поселения <адрес> предусмотреть в проекте бюджета на 2024 год и выделить денежные средства на цели обеспечения пожарной безопасности территории населенных пунктов <адрес> Республики Крым, не имеется.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии с требованиями, определенными ст. 56, 59, 60, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что изложенные доводы истца в части возложения обязательства на администрацию Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым об обеспечении источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в <адрес> и <адрес> Республики Крым и обязании установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пожаре) на территории <адрес> Республики Крым, являются обоснованными, основанными на представленных в материалах дела доказательствах, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Требования прокурора в указанной части не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на администрацию законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона в их системном толковании применительно к данному правоотношению, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых мероприятий по выполнению решения суда, суд считает необходимым установить срок исполнения данного решения в течение 7 месяцев с момент вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
Исковое заявление <адрес> Республики Крым, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить <адрес> и <адрес> Республики Крым источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Обязать администрацию Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пожаре) на территории <адрес> Республики Крым.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Калиниченко