Дело № 2-1548/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Павлово 16 декабря 2021 года
Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Павлычевой С.В.,
при секретаре Ломакиной А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к Шилиной Т.Ю. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, взыскании неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Павловский городской суд Нижегородской области с иском к Шилиной Т.Ю. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, взыскании неустойки.
В обоснование исковых требований указали, что в соответствии с Указом главы Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2015г. №718 «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работник4ам» определен порядок предоставления медицинским работникам соответствующей категории, предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления компенсационных выплат.
Так, в соответствии с пунктом 1.2 Порядка к Указу (в редакции от 06.04.2020 года) был определен порядок и условия предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 ТК РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, в размере: 2 миллионов рублей для врачей и 1 миллиона рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа; 1 миллиона рублей для врачей и 0,5 миллиона рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тыс. человек.
Прибывшими (переехавшими) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Республики Саха (Якутия), считаются медицинские работники (врачи, фельдшера), впервые трудоустроенные в соответствующем сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тысяч человек.
В соответствии с Порядком (Приложение к Указу), предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам осуществляется на основании заявления медицинского работника о предоставлении такой выплаты, а также по итогам рассмотрения комиссией предоставленных документов и принятия решения о соответствии медицинского работника к предъявляемым критериям.
Пунктом 2 Указа Министерством определен как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) по заключению с медицинскими работниками договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат.
Так, в соответствии с указанным Порядком, на основании личного заявления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года, ее кандидатура была признана соответствующей критериям для предоставления единовременной компенсационной выплаты согласно Указу. При этом, в соответствии с подпунктами 2.1.7 и 2.1.8 пункта 2.1 Положения, медицинским работником приложена копия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ года с медицинской организацией, указанной в приложении №4 к Порядку, а именно с Нижнеколымской центральной районной больницей, и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года о приеме на работу с ДД.ММ.ГГГГ года на должность врача терапевта.
В соответствии с требованиями раздела III Порядка, между ответчиком и Минздравом был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ года, по условиям которого Министерство перечисляет ответчику единовременную выплату в размере 2000000 рублей, а ответчик в свою очередь обязуется в течение пяти лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106-107 ТК РФ).
Министерство здравоохранения в свою очередь свои обязательства по договору исполнила в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 2000000 рублей.
Пунктом 3.1.2 типового договора гласит о том, что в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 ТК РФ) возвратить часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, в Министерство, в течение одного месяца с момента увольнения.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № ответчик была уволена с ДД.ММ.ГГГГ года по пункту 3 части 1 статьи 77 ТК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ года был издан приказ Минздрава РС (Я) № «О возврате единовременной компенсационной выплаты Шилиной Т.Ю.» на сумму 1914567,36 рублей.
Ответчику было направлено претензионное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ года о возврате части неотработанной компенсационной выплаты ( трек номер №). По настоящее время указанные требования со стороны ответчика не исполнены, задолженность не погашена.
В соответствии с пунктом 4.1 типового договора, медицинский работник несет ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты, в случаях указанных в пункте 3.1.2, 3.1.3 настоящего договора.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по возврату денежных средств медицинский работник, обязан уплатить Министерству неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки исполнения обязательств ( п.4.2 договора).
Таким образом, с момента расторжения трудового договора, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, у ответчика наступило обязательство по возврату части единовременной компенсационной выплаты.
Расчет части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату:
Период, который работник должен был отработать с ДД.ММ.ГГГГ ( дата заключения договора с Министерством) по ДД.ММ.ГГГГ года. Итого в днях: 1826 дней, или 5 лет.
Количество отработанных календарных дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( дата увольнения) составило 77 дней.
Количество неотработанных дней: 1826-77=1749 дней.
Размер компенсационной выплаты в днях:2000000,00 руб./ 1826 дней=1095,29 руб.
Часть компенсационной выплаты подлежащий возврату: (1095,29*1749)= 1915662,21 руб.
Согласно информации Банка России от ДД.ММ.ГГГГ., ключевая ставка установлена в размере 6,50% годовых.
Так как обязательства по возврату части компенсационных выплат должны были быть исполнены ответчиком в течение 30 дней с даты увольнения (ДД.ММ.ГГГГ.), то просрочка исполнения обязательства начинается с ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, на дату составления иска (ДД.ММ.ГГГГ года) просрочка обязательства составила 303 дня. Расчет неустойки: 1915662,21*6,50%/300)*303=125763,22 руб.
Просят взыскать с Шилиной Т.Ю. в пользу Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) часть единовременной компенсационной выплаты в размере 1915662, 21 рублей, неустойку в размере 125763,22 рублей.
Истец представитель Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Ответчик Шилина Т.Ю., извещенная надлежащим образом о настоящем судебном заседании, по последнему известному месту жительства – месту ее регистрации, представителя в суд не направила, а также не представила суду ходатайств или заявлений об отложении заседания ввиду невозможности явиться в суд, в связи с наличием уважительных причин.
Таким образом, суд учитывает, что по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд полагает, что нежелание сторон являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует об уклонении от участия в состязательном процессе, и не может повлечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию.
При таких обстоятельствах судья определил, в связи с неявкой в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, и не сообщившего об уважительных причинах неявки, не просившего рассмотреть дело в её отсутствие, настоящее гражданское дело рассмотреть в порядке заочного производства в соответствии с п.1, п.2 ст.233 ГПК РФ.
Определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив согласно ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в ред. от 24.02.2021г.) в ДД.ММ.ГГГГ году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в ДД.ММ.ГГГГ году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В соответствии с частью 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
В соответствии с Указом главы Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2015г. №718 «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работник4ам» определен порядок предоставления медицинским работникам соответствующей категории, предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления компенсационных выплат.
Так, в соответствии с пунктом 1.2 Порядка к Указу (в редакции от 06.04.2020 года) был определен порядок и условия предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 ТК РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, в размере: 2 миллионов рублей для врачей и 1 миллиона рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа; 1 миллиона рублей для врачей и 0,5 миллиона рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тыс. человек.
Прибывшими (переехавшими) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Республики Саха (Якутия), считаются медицинские работники (врачи, фельдшера), впервые трудоустроенные в соответствующем сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тысяч человек.
В соответствии с Порядком (Приложение к Указу), предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам осуществляется на основании заявления медицинского работника о предоставлении такой выплаты, а также по итогам рассмотрения комиссией предоставленных документов и принятия решения о соответствии медицинского работника к предъявляемым критериям.
Пунктом 2 Указа Министерством определен как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) по заключению с медицинскими работниками договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат.
Так, в соответствии с указанным Порядком, на основании личного заявления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года, ее кандидатура была признана соответствующей критериям для предоставления единовременной компенсационной выплаты согласно Указу. При этом, в соответствии с подпунктами 2.1.7 и 2.1.8 пункта 2.1 Положения, медицинским работником приложена копия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ года с медицинской организацией, указанной в приложении №4 к Порядку, а именно с Нижнеколымской центральной районной больницей, и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года о приеме на работу с ДД.ММ.ГГГГ года на должность врача терапевта.
В соответствии с требованиями раздела III Порядка, между ответчиком и Минздравом был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ года, по условиям которого Министерство перечисляет ответчику единовременную выплату в размере 2000000 рублей, а ответчик в свою очередь обязуется в течение пяти лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106-107 ТК РФ).
Министерство здравоохранения в свою очередь свои обязательства по договору исполнила в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 2000000 рублей.
Пунктом 3.1.2 типового договора гласит о том, что в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 ТК РФ) возвратить часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, в Министерство, в течение одного месяца с момента увольнения.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № ответчик была уволена с ДД.ММ.ГГГГ года по пункту 3 части 1 статьи 77 ТК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ года был издан приказ Минздрава РС (Я) № «О возврате единовременной компенсационной выплаты Шилиной Т.Ю.» на сумму 1914567,36 рублей.
Ответчику было направлено претензионное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ года о возврате части неотработанной компенсационной выплаты ( трек номер №). По настоящее время указанные требования со стороны ответчика не исполнены, задолженность не погашена.
В соответствии с пунктом 4.1 типового договора, медицинский работник несет ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты, в случаях указанных в пункте 3.1.2, 3.1.3 настоящего договора.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по возврату денежных средств медицинский работник, обязан уплатить Министерству неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки исполнения обязательств ( п.4.2 договора).
Таким образом, с момента расторжения трудового договора, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, у ответчика наступило обязательство по возврату части единовременной компенсационной выплаты.
Суд, руководствуясь положениями статей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, проанализировав условия заключенного сторонами договора с медицинским работником на получение единовременной компенсационной выплаты, приходит выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика полученной единовременной денежной выплаты пропорционально неотработанному времени, поскольку Шилиной Т.Ю. не было исполнено обязательство отработать не менее 5 лет в подразделении, куда она была принята на работу.
В случае досрочного расторжения трудового договора медицинским работником, он обязан в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 122 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ осуществить возврат в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду в календарных днях, с даты прекращения трудового договора.
Федеральным законом N 326-ФЗ в соответствии с трудовым законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, когда досрочное расторжение трудового договора медицинским работникам не влечет обязанности медицинского работника осуществить возврат в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты.
Исходя из изложенного, Федеральным законом N 326-ФЗ не предусматривается возможность не возвращать часть единовременной компенсационной выплаты в случае досрочного расторжения трудового договора.
В связи с тем, что обязательство, установленное указанным договором, Шилиной Т.Ю. не было исполнено, суд пришел к выводу о наличии у ответчика, уволившегося до истечения пятилетнего срока из медицинского учреждения, расположенного в сельском населенном пункте, обязанности вернуть часть полученной ранее единовременной компенсационной выплаты.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по возврату денежных средств медицинский работник, обязан уплатить Министерству неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки исполнения обязательств ( п.4.2 договора).
Таким образом, с момента расторжения трудового договора, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, у ответчика наступило обязательство по возврату части единовременной компенсационной выплаты.
Расчет части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату:
Период, который работник должен был отработать с ДД.ММ.ГГГГ ( дата заключения договора с Министерством) по ДД.ММ.ГГГГ года. Итого в днях: 1826 дней, или 5 лет.
Количество отработанных календарных дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( дата увольнения) составило 77 дней.
Количество неотработанных дней: 1826-77=1749 дней.
Размер компенсационной выплаты в днях:2000000,00 руб./ 1826 дней=1095,29 руб.
Часть компенсационной выплаты подлежащий возврату: (1095,29*1749)= 1915662,21 руб.
Согласно информации Банка России от ДД.ММ.ГГГГ., ключевая ставка установлена в размере 6,50% годовых.
Так как, обязательства по возврату части компенсационных выплат должны были быть исполнены ответчиком в течение 30 дней с даты увольнения (ДД.ММ.ГГГГ.), то просрочка исполнения обязательства начинается с ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, на дату составления иска ( ДД.ММ.ГГГГ года) просрочка обязательства составила 303 дня. Расчет неустойки: 1915662,21*6,50%/300)*303=125763,22 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к Шилиной Т.Ю. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, взыскании неустойки, удовлетворить.
Взыскать с Шилиной Т.Ю. в пользу Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) часть единовременной компенсационной выплаты в размере 1915662, 21 рублей, неустойку в размере 125763,22 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: С.В. Павлычева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья: С.В.Павлычева