Дело № 2-520/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2020 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сидилевой Г.В.
при секретаре Кузнецовой К.В.,
с участием помощника прокурора г.Новотроицка Андреевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новотроицка в интересах муниципального образования город Новотроицк в лице администрации муниципального образования город Новотроицк, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новотроицк, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк о признании действий незаконными
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Новотроицка обратился в суд с вышеназванным иском в котором просит признать действия администрации МО г.Новотроицк, КУМИ администрации МО г.Новотроицк по фактическому предоставлению объектов ООО «УКХ» с нарушением требований гражданского и антимонопольного законодательства незаконным и обязать их принять меры к использованию и распоряжению объектами в соответствии с требованиями гражданского и антимонопольного законодательства.
В обосновании требований указал, что в результате проведенной в администрации МО г.Новотроицк проверке выявлены нарушения антимонопольного законодательства.
Так, в ходе проверки установлено, что по договорам аренды от 29.07.2009, заключенным между КУМИ и ООО «УКХ» переданы объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, здания, строения, автотехника, находящиеся в муниципальной собственности МО г.Новотроицк, перечень которых приведен в приложении к исковому заявлению (далее объекты).
Действие указанных договоров прекращено 29.07.2019 в связи с истечением срока их действия.
24.07.2019 первому заместителю главы муниципального образования город Новотроицк, курирующему вопросы использования имущества, прокуратурой города объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с приближением окончания срока действия договоров аренды на объекты. Впоследствии, в сентябре 2019 года, прокуратурой города в адрес главы МО г.Новотроицк внесено представление об устранении нарушений закона, в котором отмечено на необходимость изъятия объектов из пользования ООО «УКХ».
Проведенной в январе 2020 года проверкой установлено, что в настоящее время объекты используются ООО «УКХ» в отсутствие предусмотренного и соответствующего требованиям закона документа-основания.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новотроицка Андреева О.А. заявленные требования поддержала, просила признать действия администрации муниципального образования город Новотроицк, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк по фактическому предоставлению объектов обществу с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства « с нарушением требований гражданского и антимонопольного законодательства незаконным; обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк принять меры к использованию и распоряжению объектами в соответствии с требованиями гражданского и антимонопольного законодательства.
Представители ответчиков администрации МО г.Новотроицк и КУМИ администрации МО г.Новотроицк в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска надлежащим образом извещены. КУМИ администрации МО г.Новотроицк представлено суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя по имеющимся в деле документам.
Представитель третьего лица ООО «УКХ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Суд, заслушав помощника прокурора г.Новотроицка Андрееву О.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований, неопределенного круга лиц.
Так, согласно п. 1 и 2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действуя на основании ст.215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 Закона №131).
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Указанные требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и ст. 28 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашения.
В силу ч. 1 и 2 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Статья 28 Закона о теплоснабжении и статья 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивают правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
Хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Из материалов дела следует, что в результате проведенной в администрации МО г.Новотроицк проверке выявлены нарушения антимонопольного законодательства, что подтверждается Актом проверки от 29.01.2020 года.
В ходе проверки установлено, что по договорам аренды от 29.07.2009, заключенным между КУМИ и ООО «УКХ» переданы объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, здания, строения, автотехника, находящиеся в муниципальной собственности МО г.Новотроицк, перечень которых приведен в приложении к исковому заявлению (далее объекты).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что указанные в приложенном к исковому заявлению перечне объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, здания, строения, автотехника, находящиеся в муниципальной собственности МО г.Новотроицк в настоящее время используются ООО «УКХ» в отсутствие предусмотренного и соответствующего требованиям закона документа-основания, поскольку ранее действующие договора прекращены 29.07.2019 в связи с истечением срока их действия. Названное обстоятельство является нарушением п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 51 Закона №131, ст. 5 и 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и, по своей сути, данные действия органа местного самоуправления являются муниципальной преференцией, не предусмотренной Законом о защите конкуренции (ст. 15, 19).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Несоблюдение требований к порядку использования муниципальной собственности нарушает обозначенные требования гражданского и антимонопольного законодательства, затрагивает интересы публично-правового образования, неопределенного круга лиц, поскольку муниципальное имущество призвано служить интересам жителей соответствующего муниципального образования.
На основании вышеизложенного требования прокурора направленные на принятие мер к использованию объектов муниципальной собственности в соответствии с положениями гражданского и антимонопольного законодательства законны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ « ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░