Дело № 2-1596/2021 (2-6644/2020;)
32RS0027-01-2020-015491-56
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Любимовой Е.И.,
при секретаре Радченко В.А.
с участием представителя истца помощника прокурора Советского района г.Брянска по доверенности Тулуповой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Советского района г. Брянска была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Советского района г. Брянска, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии Брянской городской администрацией мер по приведению в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
В ходе выездной проверки, прокуратурой района установлено, что в нарушение р. 2.2.2.1 и п. 2.2.2.3, постановления Правительства Брянской области от 03.07.2017 года № 302-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области» контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Брянск, ул.Калинина в районе дома №75 (в близи многоквартирных жилых домов) не огорожена с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м., не оборудована крышей при отсутствии крышек непосредственно на контейнерах, не оборудована графиком вывоза отходов, территория не благоустроена- не ограничена бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, площадка расположена не на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии.
Прокуратурой района по факту выявленных нарушений главе Брянской городской администрации вносилось представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, мер, направленных на приведение контейнерных площадок для сбора ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства принято не было.
На основании изложенного, уточнив требования истец просил суд: обязать Брянскую городскую администрацию обустроить контейнерную площадку для сбора ТКО собственниками, нанимателями, арендаторами многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Брянск, ул. Калинина, д.75 в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского района г. Брянска Тулупова У.В. поддержала уточнённые требования, просила суд иск удовлетворить в полном объеме, не возражал против предоставления срока для исполнения решения.
Представитель ответчика Брянской городской администрации, представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, представитель АО «Чистая планета», иные лица в суд не явились, извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не направлено.
Ранее в суде представители Брянской городской администрации, Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации указывали на невозможность оборудования контейнерной площадки по адресу г.Брянск, Калинина, 75 с учетом требований законодательства.
В силу части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства без участия ответчика. Возражений от истца против вынесения заочного решения не поступило.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в которой названы основные понятия, определено, что: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Советского района г. Брянска была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Советского района г. Брянска, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии Брянской городской администрацией мер по приведению в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
В ходе выездной проверки, прокуратурой района установлено, что в нарушение р. 2.2.2.1 и п. 2.2.2.3, постановления Правительства Брянской области от 03.07.2017 года № 302-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области» контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Брянск, ул.Калинина в районе дома №75 (в близи многоквартирных жилых домов) не огорожена с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м., не оборудована крышей при отсутствии крышек непосредственно на контейнерах, не оборудована графиком вывоза отходов, территория не благоустроена- не ограничена бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, площадка расположена не на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии.
Прокуратурой района по факту выявленных нарушений главе Брянской городской администрации вносилось представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, мер, направленных на приведение контейнерных площадок для сбора ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства принято не было.
Данные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон в судебном заседании, материалами дела.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 16.11.2020 N 528-п "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области" утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области.
Признаны утратившими силу постановления Правительства Брянской области: от 3 июля 2017 года N 302-п "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области"; от 4 сентября 2017 года N 423-п "О внесении изменений в Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области.
В соответствии с п 2.1.2. Постановления Правительства Брянской области от 16.11.2020 N 528-п Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Пунктом 2.1.9. Порядка установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется их погрузка, в мусоровоз в целях транспортирования, а также уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (абзац десятый пункта 2 постановления N 1156).
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и содержат их в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор и подметание мусора вокруг контейнеров. При этом указанные работы не включают в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, обязанность по которой возложена на регионального оператора.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.(п 2.1.11.Порядка).
В соответствии с п.2.2.2.3. Порядка, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется органами местного самоуправления.
Контейнерная площадка должна располагаться на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения и скопления на них воды.
Контейнерная площадка должна постоянно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).
Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.
В соответствии с п 3.6.1. Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, утв. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.10.2009 N 170, Площадки для установки контейнеров для сбора отходов и бункеров-накопителей (далее - контейнерные площадки) должны быть удалены от жилых домов, образовательных и дошкольных учреждений, спортивных площадок и мест отдыха на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м от объекта образования размещаемых на них отходов. В районах сложившейся застройки расстояние до жилых домов может быть сокращено. Размер контейнерных площадок рассчитывается исходя из необходимого количества контейнеров. Контейнерная площадка должна иметь основание из бетона или асфальта, с трех сторон ограждаться металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую к площадке территорию. К контейнерной площадке должен устраиваться подъезд с твердым или щебеночным покрытием.
Как следует из перечня мест сбора твердых коммунальных отходов для обустройства контейнерных площадок, утв. Главой Брянской городской администрацией г. Брянск, ул.Калинина в районе дома №75 включена в указанный перечень.
Установлено и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, что в нарушение вышеприведенных требований, место накопления ТКО по адресу г. Брянск, ул.Калинина в районе дома №75 не оборудовано.
Как следует из представленных фотоматериалов в указанном месте установлен контейнер для сбора ТКО, без надлежащего оборудования места для его расположения.
По поручению суда осуществлялся выход на место представителей Советской районной администрации г.Брянска, Комитета по ЖКХ, представителя прокуратуры Советского района г.Брянска.
По итогам выхода на место, ответчиками представлен Акт, в котором указано на невозможность оборудовать площадку.
Между тем, данный Акт, равно как и изложенные ранее в суде доводы о невозможности оборудования места сбора ТКО в указанном месте в соответствии с требованиями действующего законодательства, ответчиком ничем не подтверждены, суду не представлены доказательства невозможности совершения необходимых действий. При этом, место сбора ТКО по адресу г.Брянск, ул. Калинина, 75 из реестра мест сбора ТКО г.Брянска не исключено до настоящего времени, вопрос о переносе контейнерной площадки в другое место также не разрешен.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 9 Устава г. Брянска, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения города Брянска относятся, том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся, в том числе, следующие вопросы: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Несоблюдение ответчиком Брянской городской администрацией требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции РФ, статьями 11, 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие устранение выявленных нарушений в полном объеме, ответчиком суду не представлены.
Учитывая требования законодательства, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора Советского района г. Брянска действующего в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая высокую финансовую затруднительность мероприятий, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.12.2022г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 234 ГПК РФ
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Советского района г. Брянска - удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию в срок до 01.12.2022г обустроить контейнерную площадку для сбора ТКО собственниками, нанимателями, арендаторами многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Брянск,ул. Калинина, д.75 в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Разъяснить, что в порядке ст. 237 ГПК РФ, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.И. Любимова
Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2021г.