Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Арсланханова З.Р.,
при секретаре - ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению ФИО5 к Государственному учреждению-отделению Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> и Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда России по <адрес> о признании незаконным решение об отказе в назначении пенсии и возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня приобретения права на нее,
У С Т А Н О В И Л :
Истец ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда России по <адрес> и Государственному учреждению-отделению Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> о признании незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии и возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня приобретения права на нее.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 по доверенности – ФИО2 поддержал требования своей доверительницы, изложенные в исковом заявлении, и пояснил суду, что в связи с достижением пенсионного возраста ФИО5 обратилась в Государственное учреждение-отделение Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Право на досрочную страховую пенсию по старости ФИО5 приобрела в связи с тем, что родила и воспитала пятерых детей до достижения всеми детьми 8-летнего возраста. Однако, в назначении пенсии его доверительнице было отказано по причине того, что, на основании решения Казбековского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении троих детей. С таким отказом в назначении пенсии ФИО5 не согласна, так как на момент лишения его доверительницы родительских прав, самому младшему ребенку - ФИО3, уже исполнилось 10 лет. Таким образом, все пятеро детей воспитывались ФИО5 до достижения 8 лет, в связи с чем у пенсионного органа отсутствовали основания для отказа в назначении пенсии. Право на досрочную страховую пенсию по старости ФИО5 приобрела в 2021 году, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. На основании изложенного просит суд удовлетворить исковые требования ФИО5, признать незаконным решение Государственного учреждения-отделения Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии и возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня приобретения права на нее.
Представитель ответчика – Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> по доверенности – ФИО4 исковые требования ФИО5 не признал, и пояснил суду, что последней было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что в 2012 году была лишена родительских прав в отношении троих детей. В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Женщины, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но лишенные родительских прав также теряют право на досрочную страховую пенсию по старости. Аналогичные требования содержит и пункт 1 части 1 стать 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО5 в полном объеме.
Будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, представитель Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России по <адрес> на судебное заседание не явился и суду причины неявки не сообщил. Ходатайств об отложении слушания гражданского дела либо рассмотрения в его отсутствие, суду не заявлено. Возражений по предъявленным требованиям не представлено.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО5 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с паспортом серии 82 11 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>, истцом по настоящему гражданскому делу является ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка села <адрес> Республики Дагестан, зарегистрированная и проживающая по адресу: Россия, <адрес>.
Исследованием свидетельств:
- серии V-БД № о рождении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан по Северному территориальному округу в <адрес>;
- серии II-БД № о рождении ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан, повторно выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан;
- серии IV-БД № о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан, повторно выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан по Северному территориальному округу в <адрес>;
- серии II-БД № о рождении ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан, повторно выданного ДД.ММ.ГГГГ Александрийской сельской администрацией <адрес> Республики Дагестан;
- серии II-БД № о рождении ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан;
судом установлено, что матерью указанных лиц является ФИО5.
Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношении:
- ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан;
- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан;
- ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан.
Решением Государственного учреждения-отделения Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении ФИО5 досрочной страховой пенсии по старости, как многодетной матери, родившей пятерых детей, и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, отказано по причине лишения родительских прав в отношении троих детей.
Таким образом, истец ФИО5 претендовала на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона «О страховых пенсиях», названный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Соответственно, основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии установлены названными законодательными актами.
В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Статьей 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Аналогичная норма содержалась в подпункте 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как уже указано выше, истица ФИО5 является женщиной, родившей пятерых детей, и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, в 2021 году достигшая возраста 55 дет.
Однако, на основании решения Казбековского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, истица лишена родительских прав в отношении троих детей, хотя на момент лишения родительских прав, младшему из них - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу села <адрес> Республики Дагестан, исполнилось 10 лет.
Согласно пункта 1 статьи 71 Семейного кодекса оссийской Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Это касается и страховой пенсии по старости, установленной для родителей, и не имеет значения, когда они лишены родительских прав - до достижения ребенком восьми лет или позднее. Ребенок, в отношении которого женщина лишена родительских прав, не учитывается при назначении досрочной пенсии.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанных требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом ФИО5 не представлено суду доказательств, с достоверностью подтверждающих об обжаловании решения Казбековского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, которым она лишена родительских прав в отношении троих детей, а также доказательств, свидетельствующих о восстановлении родительских прав в отношении ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> Республики Дагестан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО5 к Государственному учреждению-отделению Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> и Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда России по <адрес> о признании незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии и возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня приобретения права на нее, отказать.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Казбековский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья З.Р.Арсланханов