УИД 31RS0023-01-2023-000916-28 Дело №2-554/2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года п.Чернянка
Чернянский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Тонких Н.С.,
при секретаре Медведевой Ю.В.,
с участием истца Осмаловой З.Е., ее представителя Иванникова М.С., представителя 3-го лица муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Коваленко Н.Е.,
в отсутствие представителей ответчиков Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области, МКУ «Управление образования Чернянского района», о времени и месте слушания дела уведомленных своевременно и надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осмаловой Зоси Евгеньевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области, МКУ «Управление образования Чернянского района» о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, назначении страховой пенсии,
установил:
Осмалова З.Е. является педагогическим работником. При обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Осмаловой не был включен в специальный стаж период работы с 01.05.1997 г. по 31.08.1998 г. в должности воспитателя в Чернянском центре развития ребенка «Солнышко», поскольку списками не предусмотрено такое наименование учреждения для детей как «центр развития ребенка».
Осмалова З.Е. просит признать незаконным отказ Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области от 04.09.2023 года №107615/23 в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Признать за Осмаловой З.Е. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области: включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, согласно п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 01.05.1997 по 31.08.1998 в Центре развития ребенка «Солнышко» в должности «воспитатель»; исчислять срок для установления ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.03.2020 года. Назначить Осмаловой З.Е. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, то есть с 29.05.2023 года. Обязать Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Чернянского района" внести корректировку в выписку из ее лицевого счета, указав код особых условий труда за период работы с 01.05.1997 по 31.08.1998 в Центре развития ребенка «Солнышко» в должности «воспитатель».
В судебном заседании истец Осмалова З.Е., ее представитель Иванников М.С. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по Белгородской области в судебное заседание не явился. Представили письменное возражение относительно исковых требований и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования Чернянского района» в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела были уведомлены своевременно и надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель 3-го лица муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Коваленко Н.Е. считает требования Осмаловой З.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Подтвердила, что Осмалова в спорный период осуществляла педагогическую деятельность как воспитатель детского сада на полную ставку. Функции учреждения в связи со сменой наименования не изменились.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам, суд признает требования истца подлежащими удовлетворению.
То обстоятельство, что Осмалова З.Е. обратилась в ОСФР по Белгородской области с заявлением о назначении и выплате ей досрочной страховой пенсии по старости 29.05.2023 г. и получила отказ, подтверждается ответом ответчика (л.д.12-13).
Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, бесспорно подтверждающие приобретение права на досрочную страховую пенсию по старости.
Согласно трудовой книжке истца, с 08.08.1992 Осмалова работала воспитателем в детском саду «Солнышко» АОЗТ «Нива».
19.12.1996 на основании приказа №113 от 17.12.1996 отдела образования администрации Чернянского района, ясли-сад «Солнышко» администрации поселка Чернянка был переименован в Центр развития ребенка «Солнышко».
01.09.1998 г. Осмалова переведена на должность учителя-логопеда в детский сад №7 «Кристаллик» п.Чернянка (л.д.7-11).
На основании постановления главы администрации Чернянского района от 27.10.1993 года №387 детский сад «Солнышко» АОЗТ «Нива» был передан на баланс администрации поселка Чернянка и стал именоваться ясли-сад №8 «Солнышко».
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 данной статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых начисляется страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно части 3 ст.30 данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же Федерального закона, как это предусмотрено в части 4 ст.30, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На момент приема Осмаловой на работу в детский сад «Солнышко» Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463.
Занимаемая Осмаловой должность – «воспитатель», предусмотрена в разделе «Наименование должностей» Списка №463, а учреждение ЦРР «Солнышко», фактически, предусмотрено в разделе «Наименование учреждений» – Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Согласно устава яслей-сада №8 «Солнышко», дошкольное-образовательное учреждение (ДОУ) является муниципальным учреждением общеразвивающего типа (п.1.1. Устава). Учредитель ДОУ – Отдел образования администрации Чернянского района (п.1.3. Устава). ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственную деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного образования, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством (п.1.4.-1.5. Устава).
Переименование ясли-сада «Солнышко» администрации поселка Чернянка в Центр развития ребенка «Солнышко» не было связано со сменой профиля учреждения, его функционального назначения, а произведено в целях наилучшей организации его работы. После реорганизации функции работников дошкольного образовательного учреждения, в том числе воспитателей, не изменились.
Об этом свидетельствуют основные положения Устава Центра развития ребенка «Солнышко», согласно которого дошкольное образовательное учреждение ЦРР «Солнышко» является муниципальным учреждением (п.1.1. Устава), учредитель – отдел образования администрации Чернянского района (п.1.3 Устава), деятельность ЦРР «Солнышко» направлена на реализацию основных задач дошкольного и дополнительного образования, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством (Пункт 1.5 Устава).
Согласно Лицензии А349992 регистрационный номер 56 от 10 августа 1995 года, муниципальным детским яслям-саду №8 «Солнышко» разрешается осуществление образовательной деятельности в области дошкольного воспитания и образования. Срок действия лицензии 5 (пять) лет до 01.09.2000.
Согласно Лицензии А367720 регистрационный номер 68 от 18 декабря 1996 года, муниципальному дошкольному образовательному учреждению – Центру развития ребенка «Солнышко» разрешается осуществление образовательной деятельности в области дошкольного, дополнительного воспитания и образования. Срок действия лицензии 5 (пять) лет до 01.09.2001.
Каких-либо доказательств, опровергающих данный факт, ответчиком ОПФР суду не предоставлено.
Согласно ч.5,6 ст. 12 Закона РФ №3266-1 «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно ст.19 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статья 55 ч.2 Конституции РФ запрещает издание в Российской Федерации законов, отменяющих или ущемляющих права и свободы человека и гражданина.
Исходя из установленных обстоятельств, суд считает, что работа истца в «Центре развития ребенка «Солнышко» должна быть учтена при подсчете специального педагогического стажа, поскольку Осмалова выполняла работу в дошкольном образовательном учреждении, функции которого тождественны функциям яслей – сада, детского сада.
В силу п.2 ст.13 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 и ст.11 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из положений Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 г. №9-П невыполнение страхователями требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Из смысла изложенных положений закона следует, что индивидуальный персонифицированный учет имеет цель упрощения процедуры назначения пенсии застрахованным лицам, а, следовательно, отсутствие данных персонифицированного учета не может служить причиной отказа в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его трудовой стаж.
Кроме того, предоставление сведений в органы Пенсионного фонда является обязанностью работодателя. Пенсионный фонд в свою очередь обязан требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных работодателем.
Следовательно, отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета в части кода льготы не может лишать истца права на включение периода работы с 01.05.1997 по 31.08.1998 в должности «воспитатель» Центра развития ребенка «Солнышко» в специальный стаж.
Работодателем истца являлось Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Чернянского района", следовательно, именно на нем лежит обязанность по передаче в УПФ РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета истца в указанный период.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Суду не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.
Суд считает, что невключение вышеуказанного периода работы истца в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, противоречит действительному смыслу и предназначению норм пенсионного права, создает неравенство при реализации права на досрочное назначение страховой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции РФ).
При таких обстоятельствах нарушенное право истца на досрочную страховую пенсию по старости подлежит защите путем восстановления нарушенного права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в судебном порядке (ст.12 ГК РФ).
Руководствуясь ст.192-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04.09.2023 ░░░░ №107615/23 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, 00 ░.░. (░░░░░░░ -00) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░.19 ░.1 ░░.30 ░░ ░░ 28.12.2013 ░. №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.05.1997 ░░ 31.08.1998 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.19 ░.1 ░░.30 ░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 25.03.2020 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.19 ░.1 ░░.30 ░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 29.05.2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░" ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.05.1997 ░░ 31.08.1998 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░