Мировой судья Загорская М.Н. Дело № 11-57 /2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2023 года г. Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего Санкиной Н.А.
при секретаре Тереховой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Васильевой Елены Владимировны на решение мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района города Липецка от 29 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску АО «ЭкоПром-Липецк» к Васильевой Елене Владимировне, Склянову Дмитрию Сергеевичу, Скляновой Елизавете Александровне, Скляновой Светлане Геннадьевне о взыскании задолженности, которым постановлено:
Взыскать в солидарном порядке со Склянова Дмитрия Сергеевича (паспорт № №), Скляновой Елизаветы Александровны (паспорт № №), Васильевой Елены Владимировны (паспорт № №) в пользу АО «ЭкоПром-Липецк» (ИНН 4825037859) задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.08.2020г. по 19.11.2020г. в размере 912руб. 33 коп., пени в размере 150 рублей.
Взыскать в солидарном порядке со Склянова Дмитрия Сергеевича (паспорт № №), Скляновой Елизаветы Александровны (паспорт № №), Скляновой Светланы Геннадьевны (паспорт №), Васильевой Елены Владимировны (паспорт № №) в пользу АО «ЭкоПром-Липецк» (ИНН 4825037859) задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 20.11.2020г. по 31.07.2022г. в размере 8600руб. 01 коп., пени в размере 150 рублей., расходы по оплате госпошлины в размере 429,65 руб.,
УСТАНОВИЛ:
АО «ЭкоПром Липецк» обратилось в суд с иском к Васильевой Е.В., Склянову Д.С., Скляновой Е.А., Скляновой С.Е. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, ссылаясь на то, что истец оказывает услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в статусе регионального оператора. Ответчик Васильева Е.В. является собственником квартиры 9 по адресу: г. Липецк, ул. Гагарина, д. 137. Поскольку ответчиками в установленный срок плата за оказанную коммунальную услугу не вносится, истец просил суд взыскать с ответчиков Васильевой Е.В., Склянова Д.С., Скляновой Е.А. задолженность за оказанную коммунальную услугу за период с 01.08.2020 по 19.11.2020 включительно в размере 912,33 руб., пени в размере 358,44 руб., а также взыскать с ответчиков задолженность за оказанную коммунальную услугу за период с 20.11.2020 по 31.07.2022 включительно в размере 8600,01 руб., пени в размере 869,49 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 429,65 руб.
Представитель истца в судебное заседание первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики Склянов Д.С., Склянова Е.А., Склянова С.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причина неявки неизвестна.
Ответчик Васильева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, причина неявки неизвестна. В своем письменном отзыве на иск полагала, что суд принял данное исковое заявление в нарушением норм материального и процессуального права, а именно : отсутствие подписанного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, отсутствие расчетных документов, платежных поручений, счет-фактур, актов выполненных работ на оказанные услуги за указанный период, выписка движения денежных средств по лицевому счету.
2
Кроме того, полагала, что в материалах дела отсутствуют доказательства оказания услуг по обращению с ТКО в соответствующий период и необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества. Помимо этого полагала, что действующее законодательство не содержит норм, которые бы указывали на права и обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО с населения субъекта РФ. Также указывает, что поскольку ответчик приобрел вышеуказанную квартиру лишь в сентябре 2019г., то о публичном договоре, который был опубликован в мае 2018г. ей ничего не было известно, а предложения заключить договор на услуги по обращению с ГКО от истца не поступало. Она и ее дети не являются потребителям, то есть собственниками твердых коммунальных отходов, не являются производителем каких-либо товаров, услуг, а также не являются ИП, не ведут хозяйственной деятельности и не являются физическими лицами.
Мировой судья постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Ответчик Васильева Е.В., не согласившись с решением мирового судьи, обратилась с апелляционной жалобой, указывая, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, решение суда постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом.
Исходя из положений части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (ч. 2 п.5 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
3
В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно пункту 148.34 вышеуказанных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как установлено мировым судьей, ответчик Васильева Е.В является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
АО «ЭкоПром Липецк» в статусе регионального оператора осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне Центральная Липецкой области с 01.07.2018. На основании Соглашения, заключенного с Управлением ЖКХ Липецкой области от 30.04.2018, оказывает всем отходообразователям, проживающим и являющимся собственниками жилых помещений на данной территории услуги по обращению с ТКО, а именно: принимает ТКО и обеспечивает их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО утвержден Управлением энергетики и тарифов Липецкой области. Норматив накопления ТКО утвержден Управлением ЖКХ Липецкой области.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, был составлен на основании типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641». Публичная оферта была опубликована в официальных изданиях «Липецкая газета», «Регион.Вести», а также размещена на официальном сайте АО «ЭкоПром Липецк» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://ecolipetsk.ru/).
Настоящая публичная оферта распространяет свое действие на территории зоны Центральная Липецкой области, куда входят следующие муниципальные образования: г.Липецк, Липецкий муниципальный район, Задонский муниципальный район, Хлевенский муниципальный район (пункт 1.3 Договора).
Из содержания пункта 8.17 раздела 1.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Исходя из установленных обстоятельств, с учетом изложенных норм права, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что предъявленные истцом платежи - по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.08.2020г. по 19.11.2020г. в размере 912руб. 33 коп., пени в размере 150 рублей, а также
за период с 20.11.2020г. по 31.07.2022г. в размере 8600руб. 01 коп., пени в размере 150 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 429,65 руб. подлежат взысканию с ответчиков.
С учетом положений ст.30 ч.5 ЖК РФ, мировой судья правомерно пришел к выводу о том, что само по себе отсутствие письменного договора, заключенного между истцом и ответчиком, не освобождает последнего от внесения платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Мировой судья обоснованно отверг довод ответчика об отсутствии задолженности в связи с неоказанием ему услуг со стороны истца, поскольку таких доказательств в ходе рассмотрения дела суду первой инстанции предоставлено не было.
Разрешая вопрос о размере взыскиваемой задолженности, суд первой инстанции правомерно исходил из норматива накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области, утвержденных Приказом Управления ЖКХ Липецкой области в спорные периоды.
Мировой судья правомерно отверг как основанные на ошибочном толковании норм права доводы ответчика об отсутствии обязанности участвовать в расходах за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанное заявление неподсудно суду, поскольку указанные требования могут быть рассмотрены мировым судьей только в приказном порядке, основаны на неверном толковании норм ст. 23 ГПК РФ,
Истцом были соблюдены требования действующего законодательства о том, что требования о взыскании коммунальных платежей должны быть предъявлены в суд в порядке приказного производства. После того, как судебный приказ был отменен, истец в силу ст. 23 ГПК РФ обратился мировому судье судебного участка №16 Советского судебного района г. Липецка, то есть в установленном законом порядке.
Иные доводы ответчика не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что требования истца не законны.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения мирового судьи.
Выводы мирового судьи основаны на исследованных доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района города Липецка от 29 ноября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Васильевой Елены Владимировны - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий Н.А. Санкина
Мотивированное апелляционное определение составлено 21.03.2023.