Дело № 2-2307/2023
УИД 79RS0002-01-2023-003255-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Кривошеевой И.В.,
с участием:
помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Драгунова А.Г.,
представителя ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» Снегура И.С.
при секретаре Тимофеевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Биробиджана ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка по обращению Шокур Е.В. о ежегодном подтоплении п. Партизанский-2 городского округа. Как установлено в ходе надзорных мероприятий п. Партизанский 2, расположенный в границах муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, ежегодно подвергается подтоплению в связи с превышением уровня грунтовых вод в результате выпадения осадков. Прокуратурой города в 2022 году в адрес мэрии города внесено представление по факту непринятия мэрией города мер, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления участков территории п. Партизанский-2. Как следует из информации, представленной мэрией города, подтоплению подвержены улицы Олимпийская, Бородинская, Динамовская, Междуозерная, Комитетская, переулок Болгарский. Кроме того, участки п. Партизанский-2 попадали в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, а также в 2019 году. При этом мэрией города меры по решению данного вопроса не принимаются. Денежные средства на очистку и углубление ирригационного канала п. Партизанский-2 не предусмотрено, указанные работы не проводились, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит суд обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать комплекс инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты данной территории от подтопления и затопления улиц Олимпийская, Бородинская, Динамовская, Междуозерная, Комитетская, Корейская, переулка Болгарский, расположенных в черте муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.
В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Драгунов А.Г. заявленные требования поддержал в полном объёме по доводам иска. Просил установить срок исполнения решения суда – до 01.06.2025.
Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Снегур И.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не оспаривал, суду пояснил, что спорные работы до настоящего времени не выполнены в связи с тяжелым финансовым положением МО «Город Биробиджан» ЕАО.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением требований действующего законодательства при создании и функционировании системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации).
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа (п. 8 ст. 16); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 28 ст. 16).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно п. 3.10 СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85, утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 964/пр, подтопление - это комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных.
Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как сооружения различного назначения, объединенные в единую систему, обеспечивающую инженерную защиту территории от затопления и подтопления.
В соответствии с п. 4.1 СП 104.13330.2016 при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральными планами и территориальными комплексными схемами градостроительного планирования.
Пунктом 4.9 СП 104.13330.2016 предусмотрено, что в качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения.
Применительно к настоящему делу к вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года №154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).
В частности, Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
В рамках проведённой прокурорской проверки выявлено, что п. Партизанский-2, расположенный в границах муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, ежегодно подвергается подтоплению в связи с превышением уровня грунтовых вод в результате выпадения осадков.
В связи с чем, и.о. заместителя прокурора главе мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в 2022 г. внесено представление по факту непринятия мэрией города мер, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления участков территории п. Партизанский-2.
Согласно ответу мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 10.08.2023 доводы, изложенные в представлении, нашли своё подтверждение. Подтопления земельных участков в районе п. Партизанский-2, г. Биробиджан на протяжении последних лет происходят по причине выпадения большого количества осадков, значительно превышающих среднемесячную норму, вследствие чего, повышается уровень грунтовых вод.
В бюджете МО «Город Биробиджан» ЕАО на 2023год финансирование средств на проведение работ по очистке и углублению ирригационного канала п. Партизанский не предусмотрены, соответственно такие мероприятия не проводились. В адрес департамента природных ресурсов правительства ЕАО направлены предложения о включении мероприятий по дноуглублению и берегоукреплению притока реки Бира – ручья Тихий в п. Партизанский-2 г. Биробиджан в федеральный проект по берегоукреплению и реконструкции набережных для населенных пунктов, находящихся у береговой полосы водных объектов.
Доводы прокурора также подтверждаются ответом мэрии города от 17.08.2023, адресованным и.о. прокурора г. Биробиджан, из которого следует, что в 2023 года управлением ЖКХ мэрии города заключен муниципальный контракт № от 24.04.2023 «Обслуживание гидротехнических сооружений и пожарных резервуаров на территории городского округа».
Предметом муниципального контракта является обязательство подрядчика выполнить работы по «Обслуживанию гидротехнических сооружений и пожарных резервуаров на территории городского округа».
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, принимая во внимание позицию сторон, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01 июня 2025 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░ (░░░ №, ░░░░ №) ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.10.2023.