УИД 52RS0№-83
Дело №2-133/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Гагино 18 мая 2022 года
Нижегородская область
Гагинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зудова В.П., при секретаре судебного заседания Соловьевой И.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клюевой ФИО6 к администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности на администрацию Гагинского муниципального района Нижегородской области предоставить в собственность Клюевой ФИО7 благоустроенное жилое помещение
УСТАНОВИЛ:
Истец Клюева И.А. обратилась в суд с иском к администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности на администрацию Гагинского муниципального района Нижегородской области предоставить в собственность Клюевой ФИО8 благоустроенное жилое помещение, ссылаясь на то, что Клюева ФИО9 является собственником - жилого помещения (квартиры) под №, общей площадью 48 кв.м., кадастровый №, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается названным договором, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав.
Квартира была приобретена по цене 300 000 (триста тысяч) рублей.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168 утверждена государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы».
В рамках реализации государственной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» на территории Гагинского муниципального района планируется расселение вышеуказанного дома по адресу: <адрес> 2022 г.
На основании постановления администрации Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным, непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района <адрес> принято Постановление № «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном <адрес>».
В связи с данными мероприятиями администрацией Гагинского муниципального района <адрес> мне было направлено уведомление и проект соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Гагинского муниципального района <адрес>.В соответствии с пунктом 1.2 вышеуказанного Соглашения истцу предложена выкупная сумма возмещения за объект в размере 300000 (триста тысяч) рублей равная сумме приобретения квартиры в 2017 году.
ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в администрацию Гагинского муниципального района с обращением «О даче разъяснений по вопросу, связанному с переселением из <адрес> многоквартирного дома по адресу: <адрес>, кв. ».
По результатам рассмотрения обращения истицы администрация Гагинского муниципального района сообщила, что в соответствии с пунктом 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются
Администрация Гагинского муниципального района также сообщила истице, что в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приобретено истцом по договору купли -продажи в 2017 году, а многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в 2014 году, соответственно, с учетом положений п. 8.2. ст. 32 ЖК РФ размер компенсации, полагающейся за изымаемое жилое помещение, не может превышать стоимость приобретения квартиры по адресу: <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, то есть 300000 (триста тысяч) рублей.
С проектом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Гагинского муниципального района <адрес>, направленном в адрес истицы администрацией Гагинского муниципального района, истица не согласна, считает его необоснованным, нарушающим ее жилищные права в связи с тем, что в соответствии с нормами жилищного законодательства, а именно статьи 32 ЖК РФ у истицы есть альтернатива выбора способа обеспечения своих жилищных прав при расселении аварийного дома.Истице в данном выборе отказано, поскольку право собственности в полном объеме на данное жилое помещение возникло у нее после признания многоквартирного дома аварийным.
Из анализа норм жилищного законодательства и характера спорных отношений, а также закона, подлежащего применению (статьи 2, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"), истица как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным, могу воспользоваться правом выбора способа обеспечения своих жилищных прав путем предоставления в собственность другого равнозначного по площади жилого помещения.
В предоставлении истице равнозначного по площади жилого помещения, в устной и письменной форме, при обращении в администрацию Гагинского муниципального района за разъяснением было необоснованно отказано.
Считает, что к конкретным спорным правоотношениям не подлежат применению положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года N473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", поскольку в силу части 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В данном случае спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года N473-ФЗ, а спорное жилое помещение приобретено истицей до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, в связи с чем она имеет право на предоставление ей другого благоустроенного и равнозначного по площади жилого помещения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
Истица Клюева И.А. просит возложить обязанность на администрацию Гагинского муниципального района Нижегородской области предоставить в собственность Клюевой ФИО10 благоустроенное жилое помещение, расположенное в <адрес>, отвечающее санитарным и технически требованиям, общей площадью не менее 48 кв.м, взамен квартиры под №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Клюева И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области Атопшев С.Н. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований Клюевой И.А. просил отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему.
Из материалов дела усматривается, что согласно постановления администрации Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по признакам аварийности, так как выявленные недостатки не могут быть устранены. Дом подлежит сносу.
Согласно постановления администрации Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> подлежит изъятию для муниципальных нужд.
Уведомление об изъятии принадлежащего Клюевой И.А. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ получено Клюевой И.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и Клюевой И.А. последней приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно отчета об оценке ООО «Русэксперт» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес> составляет 725500 рублей.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу положений части 8.1 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
Согласно п.8.2 ст.32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Клюевой И.А. квартира, расположенная по адресу: <адрес> приобретена в собственность ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в законную силу ч.8.2 ст.32 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
К конкретным спорным правоотношениям не подлежат применению положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", поскольку в силу части 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В данном случае спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ; спорное жилое помещение приобретено истцом до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
При вышеуказанных обстоятельствах исковые требования Клюевой И.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Клюевой ФИО11 к администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности на администрацию Гагинского муниципального района Нижегородской области предоставить в собственность Клюевой ФИО12 благоустроенное жилое помещение удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Гагинского муниципального района Нижегородской области предоставить в собственность Клюевой ФИО13 благоустроенное жилое помещение, расположенное в <адрес>, отвечающее санитарным и технически требованиям, общей площадью не менее 48 кв.м, взамен квартиры под №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ..
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Гагинский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П.Зудов