Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-240/2022 от 19.04.2022

Дело № 12-240/2022

                       24RS0046-01-2022-002804-94

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

           14 сентября 2022 года                                                                     г. Красноярск

    Судья Свердловского районного суда г.Красноярска Бацунин Е.Г. рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Закрытого акционерного общества золотодобывающая компания «Северная» - Бурдиной Н.М. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 05 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества золотодобывающая компания «Северная»,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Закрытого акционерного общества золотодобывающая компания «Северная» - Бурдина Н.М. обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского Межрегионального управления Росприроднадзора от 05 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества золотодобывающая компания «Северная» (далее – ЗАО ЗК «Северная»), которым ЗАО ЗК «Северная» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Требования жалобы основаны на том, что генеральный директор ФИО4 вступила в должность генерального директора ЗАО ЗК «Северная» 07.06.2021 года в период проведения проверки Енисейским межрегиональным Управлением Росприроднадзора, после чего ей была пройдена подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Указывает, что ни одним правовым актом не установлен период, в течение которого руководитель организации должен пройти указанную подготовку, в связи с чем оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности не имелось. Также указывает, что программы ПЭК были составлены, представлены объяснения, подтверждающие нецелесообразность проведения контроля стационарных источников выбросов на объектах НВОС, однако, данные объяснения не были приняты во внимание. Кроме того, указывает, что данное правонарушение является малозначительным, поскольку отсутствие документов, подтверждающих нецелесообразность проведения контроля стационарных источников выбросов на объектах НВОС, не причинило какого-либо вреда и ущерба охраняемым общественным правоотношения, в связи с чем имелись основания для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ, Также при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Просит постановление отменить и прекратить производство по делу.

Представитель ЗАО ЗК «Северная» Бурдина Н.М. (по доверенности) в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе и письменных объяснениях.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела.

Судья, исследовав и огласив материалы дела, заслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с п.4 ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды», требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Из материалов дела следует, что ЗАО ЗК «Северная», поставлен на государственный учёт объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Согласно данным, представленных в публичном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УОНВОС) объекту присвоен код 04-0124-000040-П - Центральная база г. Красноярск.

Программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК) разработана и утверждена Генеральным директором ЗАО ЗК «Северная» ФИО5 в 2019 году для объекта HBOC «Центральная база г. Красноярск» (код 04-0124-000040-П).

    В соответствии с п. 9.1 приказом Минприроды России от 28.02.2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля» (далее - Приказ №74), подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать: план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

    Согласно п. 9.1.1. Приказа № 74, в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

    На основании п. 9.1.2 Приказа № 74, в План - график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

    Согласно разделу 7.1 программы ПЭК для объекта HBOC «Центральная база г.Красноярск» (код 04-0124-000040-П) организованные источники (печные трубы временного действия) осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнение от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия и, по мнению юридического лица, включение указанных источников в план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) не требуются. Однако, юридическим лицом не представлены материалы, подтверждающие, что выброс загрязняющих веществ от печных труб временного действия не создают загрязнение атмосферного воздуха на границе предприятия выше 0,1 ПДКмр, т.е. не включение в план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) программы ПЭК для объекта HBOC «Центральная база г. Красноярск» (код 04-0124-000040-П) контроль за выбросами от печных труб временного действия неправомерно.

    Таким образом, установлено что, программа ПЭК для объекта HBOC «Центральная база г. Красноярск» (код 04-0124-000040-П) составлена с отклонениями от требований природоохранного законодательства.

Кроме того, ЗАО ЗК «Северная», поставлен на государственный учёт объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Согласно данным, представленных в публичном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УОНВОС) объекту присвоен код 04-0124-000056-П - Месторождение россыпного золота р. Колоромо (пр.пр.р.Чапа).

Программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК) разработана и утверждена Генеральным директором ЗАО ЗК «Северная» ФИО5 14.02.2019 года для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Колоромо (пр.пр.р.Чапа)» (код 04-0124- 000056-П).

Согласно разделу 7.1 программы ПЭК для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Колоромо (пр.пр.р.Чапа)» код объекта 04-0124-000056-П организованные источники (печные трубы временного действия) осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнение от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия и, по мнению юридического лица, включение указанных источников в план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) не требуются. Однако, юридическим лицом не представлены материалы, подтверждающие, что выброс загрязняющих веществ от печных труб временного действия не создают загрязнение атмосферного воздуха на границе предприятия выше 0,1 ПДКмр, т.е. не включение в план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) программы ПЭК для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Колоромо (пр.пр.р.Чапа)» код объекта 04-0124-000056- П контроль за выбросами от печных труб временного действия неправомерно.

Учитывая изложенное, установлено что, программа ПЭК для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Колоромо (пр.пр.р.Чапа)» (код 04-0124-000056-П) составлена с отклонениями от установленных требований.

ЗАО ЗК «Северная», поставлен на государственный учёт объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Согласно данным, представленных в публичном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УОНВОС) объекту присвоен код 04-0124-000057-П - Месторождение россыпного золота низовьев р. Амыл с притоками (руч. Зибизян, р. Большой Тюхтет с притоками).

Программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК) разработана и утверждена Генеральным директором ЗАО ЗК «Северная» ФИО5 11.12.2019 г. для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота низовьев р. Амыл с притоками (руч. Зибизян, р.Большой Тюхтет с притоками)» (код 04-0124-000057-П).

Согласно разделу 7.1 программы ПЭК для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота низовьев р.Амыл с притоками (руч. Зибизян, р.Большой Тюхтет с притоками)» (код 04-0124-000057-П организованные источники (печные трубы временного действия) осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнение от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия и, по мнению юридического лица, включение указанных источников в план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) не требуются. Однако, юридическим лицом не представлены материалы, подтверждающие, что выброс загрязняющих веществ от печных труб временного действия не создают загрязнение атмосферного воздуха на границе предприятия выше 0,1 ПДКмр, т.е. не включение в план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) программы ПЭК для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота низовьев р.Амыл с притоками (руч. Зибизян, р.Большой Тюхтет с притоками)» (код 04-0124-000057-П контроль за выбросами от печных труб временного действия неправомерно.

Таким образом, установлено что, программа ПЭК для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота низовьев р.Амыл с притоками (руч.Зибизян. р.Большой Тюхтет с притоками)» (код 04-0124-000057-П) составлена с отклонениями от установленных требований.

ЗАО ЗК «Северная» поставлен на государственный учёт объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Согласно данным, представленных в публичном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УОНВОС) объекту присвоен код 04-0124-001547-П - Месторождение россыпного золота р. Большой Тюхтет с притоками.

Программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК) разработана и утверждена Генеральным директором ЗАО ЗК «Северная» ФИО5 27.02.2020 года для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Большой Тюхтет с притоками» (код 04-0124-001547-П).

Согласно разделу 7.1 программы ПЭК для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Большой Тюхтет с притоками» (код 04-0124-001547-П), по мнению юридического лица, организованные источники (печные трубы временного действия) осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнение от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия в плане-графике контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) не требуются.

Однако, подтверждающих документов нецелесообразности проведения контроля стационарных источников выбросов на объекте HBOC «Месторождение россыпного золота р. Большой Тюхтет с притоками» (код 04-0124-001547-П) юридическое лицо не представило, т.е. «включение в план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) программы ПЭК для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Большой Тюхтет с притоками» (код 04-0124-001547-П) контроль за выбросами от печных труб временного действия неправомерно.

Таким образом, установлено, что программа ПЭК для объекта HBOC «Местопожление россыпного золота р. Большой Тюхтет с притоками» (код 04-0124-001547-П) составлена с отклонениями от установленных требований.

Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются имеющимися доказательствами, в том числе:

- Программой производственного экологического контроля, утвержденная генеральным директором ЗАО ЗК «Северная» Даутхановым Г.Х. в 2019 году для объекта HBOC «Центральная база г. Красноярск» (код 04-0124-000040-П).

- Программой производственного экологического контроля, утвержденная генеральным директором ЗАО ЗК «Северная» ФИО5 14.02.2019 года для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Колоромо (пр.пр.р.Чапа)» (код 04-0124-000056-П).

    Программой производственного экологического контроля, утвержденная генеральным директором ЗАО ЗК «Северная» ФИО5 11.12.2019 года для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота низовьев р. Амыл с притоками (руч. Зибизян, р. Большой Тюхтет с притоками)» (код 04-0124-000057-П).

    Программой производственного экологического контроля, утвержденная генеральным директором ЗАО ЗК «Северная» ФИО5 27.02.2020 года для объекта HBOC «Месторождение россыпного золота р. Большой Тюхтет с притоками» (код 04-0124-001547-П).

    Актом плановой выездной проверки от 28.06.2021 года № .

    Протоколом об административном правонарушении № от 28.03.2022 года.

При таких обстоятельствах, должностное лицо пришел к верному выводу о нарушении юридическим лицом ЗАО ЗК «Северная» требований, предусмотренных ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39, ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 9.1, 9.1.1, 9.1.2 приказа Минприроды России от 28.02.2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля».

Вместе с тем, суд считает необходимым исключить из обжалуемого постановления указание об отсутствии у генерального директора ФИО6 документов, подтверждающих наличие подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, и нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» в силу следующего.

На основании распоряжения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ в период с 01.06.2021 года по 28.06.2021 года была проведена проверка в отношении ЗАО ЗК «Северная».

На заседании Совета директоров ЗАО ЗК «Северная» 07.06.2021 года было принято решение о назначении на должность генерального директора юридического лица ФИО6

07.06.2021 года составлен приказ № «О вступлении в должность единоличного исполнительного органа – генерального директора Общества» согласно которого, ФИО7 приступает к исполнению обязанностей единоличного исполнительного органа – генерального директора ЗАО ЗК «Северная» сроком на 1 год с 07.06.2021 года.

05.07.2021 года ФИО6 получено удостоверение о повышении квалификации в Автономной некоммерческой организации Дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Электросвязь», согласно которого в период с 23.06.2021 года по 05.07.2021 года она прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 73 ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Учитывая, что на должность генерального директора Колчанова Е.О. была назначена 07.06.2021 года, после вступления в должность генерального директора 23.06.2021 года начала обучение в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, 07.07.2021 года получила соответствующее удостоверение о прохождении обучения, выводы должностного лица в обжалуемом постановлении об отсутствии у генерального директора Колчановой Е.О. документов, подтверждающих наличие подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности являются необоснованными и подлежат исключению.

В остальной части постановления, суд полагает, что страшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора правильно установлены фактические обстоятельства дела, дана юридическая оценка действиям правонарушителя по ст. 8.1 КоАП РФ, полно и всесторонне исследованы и проанализированы собранные доказательства вины юридического лица и дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела, вынесенное постановление является мотивированным, основано на исследовании имеющихся доказательств, не согласиться с выводами государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды оснований не имеется.

Постановление о привлечении ЗАО ЗК «Северная» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание назначено в пределах санкции ст.8.1 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статьи 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.1 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения, не является чрезмерно суровым.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям КоАП РФ, основано на материалах дела, мотивировано.

Существенных нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в связи, с чем законных оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 05 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества золотодобывающая компания «Северная» изменить, исключить из постановления № от 05 апреля 2022 года указание о нарушении ЗАО ЗК «Северная» требований, предусмотренных ч.1 ст.34, ч.1 ст.73 ФЗ «Об охране окружающей среды», в остальной части постановление № от 05 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу представителя Закрытого акционерного общества золотодобывающая компания «Северная» - Бурдиной Н.М. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

     Судья                                                                      Бацунин Е.Г.

12-240/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ЗАО ЗК "Северная"
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Бацунин Е.Г.
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sverdl--krk.sudrf.ru
19.04.2022Материалы переданы в производство судье
20.04.2022Истребованы материалы
11.05.2022Поступили истребованные материалы
29.06.2022Судебное заседание
14.09.2022Судебное заседание
14.09.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
04.10.2022Вступило в законную силу
06.10.2022Дело оформлено
06.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее