РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2023 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Зыковой А.Ю.,
при секретаре <ФИО>8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <номер> по иску <ФИО>6, действующей в интересах <ФИО>7, к <ФИО>2 о восстановлении срока принятия наследства,
установил:
в Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратилась <ФИО>6, действующая в интересах <ФИО>7, с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к <ФИО>2, в обоснование доводов которого указала, что она является попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приемной семье, над несовершеннолетним <ФИО>7, <дата> г.р. <дата> ей позвонили из отдела опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району и рекомендовали ей, как приемному родителю несовершеннолетнего <ФИО>7, обратиться в суд для восстановления срока принятия несовершеннолетним наследства после смерти его бабушки, <ФИО>4, по праву представления. Несовершеннолетний <ФИО>7 родился <дата> в г. Тулуне Иркутской области у <ФИО>3, <дата> г.р. Мать несовершеннолетнего <ФИО>7 - <ФИО>3 родилась <дата> в г. Тулуне Иркутской области у <ФИО>4, <дата> г.р. <ФИО>3 умерла <дата>. Бабушка несовершеннолетнего <ФИО>7 - <ФИО>4 умерла <дата>. Таким образом, доля матери несовершеннолетнего <ФИО>7 <ФИО>3, умершей до открытия наследства после смерти бабушки несовершеннолетнего, <ФИО>4, переходит по праву представления к потомкам <ФИО>3 По запросу отдела опеки и попечительства г. Тулуна нотариус Иркутского нотариального округа Иркутской области <ФИО>9 сообщила, что наследником имущества бабушки несовершеннолетнего <ФИО>7 - <ФИО>4, умершей <дата>, является <ФИО>10 Наследственное имущество состоит из 2/3 долей квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Отдел опеки и попечительства г. Тулуна обратился к гражданке <ФИО>2 с предложением обратиться к нотариусу с целью дачи согласия на включение наследника <ФИО>7, пропустившего срок для принятия наследства, в список лиц, принимающих наследство. Однако никакого ответа от <ФИО>2 не последовало.
На основании изложенного, истец просит суд восстановить срок для принятия наследства после смерти <ФИО>4, умершей <дата>; признать <ФИО>7 принявшим наследство на 1/3 долю квартиры по адресу: <адрес>; признать право собственности за <ФИО>7 на 1/3 долю квартиры по адресу: <адрес>.
Истец <ФИО>6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик <ФИО>2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, об уважительности причин неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо нотариус Иркутского нотариального округа <ФИО>15 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Право наследования, предусмотренное статьей 35 Конституции Российской Федерации и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
По правилам пункта 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (пункт 2 статьи 1142 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно части 1 статьи 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 ГК РФ).
По общему правилу, установленному статьей 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
В силу статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В пунктах 40 и 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.
Анализ положений пункта 1 статьи 1155 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что при отсутствии хотя бы одного из указанных в данной норме права условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
В силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ при вынесении решения о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство суд обязан определить доли всех наследников в наследственном имуществе и принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (при необходимости), а также признать недействительными ранее выданные свидетельства о праве на наследство (в соответствующих случаях - лишь в части).
Согласно статье 56 ГПК РФ бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, возложено на истца.
При этом основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ), но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
В силу статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Из содержания абзаца 1 пункта 1 статьи 1155 ГК РФ следует, что суду, рассматривающему требования о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетнему ребенку, необходимо оценивать реальную возможность заявить о своих правах на наследственное имущество самого несовершеннолетнего, а не его законного представителя, то есть причины пропуска срока для принятия наследства должны быть связаны с личностью наследника. Ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него законом (статья 64 СК РФ) обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме.
Субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие), приведшие к пропуску срока для принятия наследства несовершеннолетнего, не могут в силу статьи 28 и пункта 1 статьи 1155 ГК РФ являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства наследнику, который на момент открытия наследства являлся несовершеннолетним, поскольку самостоятельная реализация его права на принятие наследства в течение шестимесячного срока со дня смерти наследодателя была невозможной в силу его несовершеннолетнего возраста.
Указанная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014), Определении Верховного Суда РФ от 19.11.2013 № 66-КГ13-8, Определении Верховного Суда РФ от 27.03.2018 № 5-КГ17-241.
Судом установлено, что <ФИО>7 родился <дата> в г. Тулуне Иркутской области. Его родителями являются: мать – <ФИО>3, отец – <ФИО>11, что подтверждается сведениями о выданном свидетельстве о рождении II-СТ <номер> от <дата>, записью акта о рождении <номер> от <дата>.
Согласно записи акта о рождении <номер> от <дата>, <ФИО>3 родилась <дата>. Ее родителями являются: отец – <ФИО>12, мать – <ФИО>4
<ФИО>3 умерла <дата>, что подтверждается представленными из ЕГР ЗАГС сведениями от <дата>, записью акта о смерти <номер> от <дата>.
Из материалов наследственного дела усматривается, что <ФИО>4 умерла <дата>.
Таким образом, судом установлено, что <ФИО>7 является наследником первой очереди по праву представления после смерти <ФИО>4
Из наследственного дела <номер> к имуществу умершей <ФИО>4 усматривается, что с заявлением о принятии наследства обратилась <ФИО>2 – дочь <ФИО>4
На момент смерти <ФИО>4 на праве общей долевой собственности принадлежали 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> (1/3 доля в праве общей долевой собственности принадлежала <ФИО>4 на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, 1/3 доля в праве общей долевой собственности принадлежала <ФИО>4 на основании фактического принятия наследства после смерти своего сына <ФИО>3).
Из ответа нотариуса <ФИО>15, от <дата> следует, что с заявлением о принятии наследства от имени <ФИО>7, <дата> г.р., никто не обращался.
В настоящее время собственников квартиры расположенной по адресу: <адрес>, является <ФИО>13
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что <ФИО>7 пропущен срок, установленный для принятия наследства.
Как следует из содержания искового заявления, о смерти <ФИО>4 истцу стало известно из телефонного разговора с сотрудником отдела опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району <дата>.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судом учитывается, что родственные отношения предполагаемого наследника с наследодателем подразумевают не только возможность предъявить имущественные требования о наследстве, но и проявление внимания наследника к судьбе наследодателя, и соответственно наличие при этом условии реальной возможности наследника знать о смерти наследодателя.
Вместе с тем, суд учитывает возраст наследника <ФИО>7, <дата> года рождения, который на момент смерти бабушки <ФИО>4, умершей <дата>, являлся несовершеннолетним (полных 13 лет), что подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами.
Самостоятельно осуществлять свои гражданские права, будучи несовершеннолетним, <ФИО>7 не имел возможности, поскольку в силу статей 56, 65 СК РФ защита законных прав и интересов несовершеннолетних детей, обязанность действовать в интересах несовершеннолетних, лежит на их законных представителях.
В судебном заседании установлено, что <ФИО>6 на основании распоряжения управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Тулуну и Тулунскому району от <дата> № <номер> назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приемной семьей, над несовершеннолетним <ФИО>7, <дата> г.р.
Судом учитывается также, что на момент открытия наследства <ФИО>7 являлся несовершеннолетним, не был правомочен самостоятельно обращаться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку в соответствии со статьей 28 ГК РФ действия, в том числе по принятию наследства несовершеннолетними в возрасте, в котором находился на момент смерти своей бабушки <ФИО>7, должна была осуществлять его опекун.
При таких обстоятельствах причины пропуска <ФИО>7 срока для принятия наследства суд находит уважительными.
При этом условие о подаче в суд заявления о восстановлении срока для принятия наследства в шестимесячный срок после устранения причин его пропуска истцом соблюдено, поскольку как указано выше, в судебном заседании установлено, что о смерти <ФИО>4 истец узнала <дата>, а обращение с иском в суд последовало <дата>.
При таких обстоятельствах пропущенный <ФИО>7 срок для принятия наследства подлежит восстановлению.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1155 ГК РФ, по признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ при вынесении решения о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство суд обязан определить доли всех наследников в наследственном имуществе и принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (при необходимости), а также признать недействительными ранее выданные свидетельства о праве на наследство (в соответствующих случаях - лишь в части). Восстановление пропущенного срока принятия наследства и признание наследника принявшим наследство исключает для наследника необходимость совершения каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать за <ФИО>7 право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, признав свидетельства о праве на наследство по закону, выданные врио нотариуса <ФИО>15 <ФИО>5 Е.Н. на имя <ФИО>2, недействительными в части, прекратив право собственности <ФИО>2 на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, возникшего на основании свидетельств о праве на наследство по закону (реестровые №№ <номер>, <номер>), и признать за <ФИО>2 право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти <ФИО>4
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования <ФИО>6, действующей в интересах <ФИО>7, удовлетворить.
Восстановить <ФИО>7 (паспорт <номер>) срок для принятия наследства после <ФИО>4, умершей <дата>.
Признать свидетельство о праве на наследство по закону, выданное <дата> временно исполняющей обязанности нотариуса Иркутского нотариального округа <ФИО>15 <ФИО>5 Екатерины Николаевны, реестровый номер <номер>.
Признать свидетельство о праве на наследство по закону, выданное <дата> временно исполняющей обязанности нотариуса Иркутского нотариального округа <ФИО>15 <ФИО>5 Екатерины Николаевны, реестровый номер <номер>.
Прекратить право собственности <ФИО>2 (паспорт <номер>) на 1/3 в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, зарегистрированного на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, выданного временно исполняющей обязанности нотариуса Иркутского нотариального округа <ФИО>15 <ФИО>5 Екатерины Николаевны, реестровый номер <номер>.
Прекратить право собственности <ФИО>2 (паспорт <номер>) на 1/3 в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, зарегистрированного на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, выданного временно исполняющей обязанности нотариуса Иркутского нотариального округа <ФИО>15 <ФИО>5 Екатерины Николаевны, реестровый номер <номер>.
Признать за <ФИО>2 (паспорт <номер>) право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, в порядке наследования.
Признать за <ФИО>7 (паспорт <номер>) право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья А.Ю. Зыкова
<данные изъяты>