Дело №2-2254/2024
73RS0001-01-2024-002527-80
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Денисовой М.А.,
с участием прокурора Алексеева Д.А.,
при секретаре Платовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области к Семенову ФИО8 о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление МЧС России по Ульяновской области обратилось в суд с иском к Семенову Е.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано. что Семенов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Согласно выписке ЕГРН здание пожарного депо, где расположено указанное служебное жилое помещение, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Ульяновской области.
Решением Исполнительного комитета Ульяновского городского Совета депутатов трудящихся Ульяновской области от 16.02.1973 № 117/4 «О порядке обеспечения жилой площадью в служебных помещениях работников пожарной охраны» жилые помещения в здании пожарного депо по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, отнесены к числу служебных.
Жилое помещение, в котором зарегистрирован Семенов Е.В., является служебным.
Служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, было предоставлено матери ответчика ФИО11. (умерла). Семенов Е.В. в указанном служебном жилом помещении не проживает на протяжении многих лет.
В адрес ответчика было направлено уведомление об освобождении им служебного жилого помещения, в котором указано, что в случае отказа выполнить это требование ГУ МЧС России по Ульяновской области будет вынуждено обратиться в суд. До настоящего времени служебное жилое помещение ответчиков не освобождено.
Семенов Е.В. не состоит в трудовых отношениях с федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы и никогда не состоял. к категории граждан, выселение которых невозможно, не относится. В ГУ МЧС России по ульяновской области имеется личный состав, нуждающийся в служебном помещении. Таким образом, ответчик без законных оснований занимает указанное спорное служебное жилое помещение, подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Просит признать Семенова е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; выселить, со снятием с регистрационного учета, из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения Семенова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Представитель истца ГУ МЧС России по Ульяновской области Хаярова Т.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Семенов Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки в судебное заседание не представил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, в отсутствие возражений со стороны истца, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания указанное третье лицо извещено.
Выслушав представителя истца, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения (ст. 11 ЖК РФ).
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник жилого помещения осуществляет свои права в отношении принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в соответствии с его назначением и пределами его использования (ст. 209, п. 1 ст. 288 ГК РФ, ч.ч. 1 и 4 ст. 30 ЖК РФ).
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Судом установлено, что решением Исполнительного комитета Ульяновского городского совета депутатов трудящихся Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в зданиях пожарных депо по <адрес>, <адрес> отнесены к числу служебных.
Согласно выписке ЕГРН помещения пожарного депо по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, 6 является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Ульяновской области.
Как следует из иска и пояснений представителя истца, матери ответчика – ФИО13 было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно сведениям, представленным ОСФР по Ульяновской области, ФИО14. с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с Управлением государственной противопожарной службы МЧС России Ульяновской области.
В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирован ответчик Семенов Е.В., который в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по Ульяновской области не состоит.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ). В этом случае к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Согласно ответу УМС администрации г.Ульяновска Семенов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации г.Ульяновска не состоит.
Спорное жилое служебное помещение было предоставлено его матери, работающей в государственной противопожарной службе, сам ответчик Семенов Е.В. не состоял и не состоит в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по Ульяновской области.
Таким образом, обстоятельства, при которых ответчик не подлежит выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений и которые предусмотрены частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации либо относятся к категории лиц, указанных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, материалами дела не подтверждаются.
Учитывая, что ответчик Семенов Е.В. добровольно с регистрационного учета не снимается, какой-либо договоренности между сторонами о порядке пользования спорным жилым помещением не имеется, суд полагает необходимым признать ответчика Семенова Е.В. утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: город Ульяновск, <адрес>, <адрес>, <адрес>, что будет являться основанием для снятия нго с регистрационного учета по данному адресу.
Поскольку ответчик Семенов Е.В. пользуется спорным служебным жилым помещением, не освободил его от своих вещей до настоящего времени, не передал в установленном порядке ключи от помещения, необходимо выселить Семенова Е.В. из указанного служебного помещения без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, исковые требования ГУ МЧС России по Ульяновской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 194-198, 233-235, 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Главного управления Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области удовлетворить.
Признать Семенова ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>
Выселить Семенова ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> без предоставления другого жилого помещения;
Решение суда является основанием для снятия Семенова ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, комната 14.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд города Ульяновска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Денисова М.А.
Мотивированное заочное решение составлено 21.05.2024.